1 сентября 2013 года вступил в силу новый «Закон об образовании в РФ», в связи с этим изменился порядок приема инвалидов в высшие учебные заведения.
По нормам ранее действовавшего закона дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя — инвалида I группы (при среднедушевом доходе семьи ниже величины прожиточного минимума в соответствующем субъекте РФ) принимались в вузы вне конкурса при условии успешной сдачи экзаменов.
По новому закону количество бюджетных мест для указанных категорий граждан сокращается, т.к. вузами устанавливается квота — не менее 10 % от общего количества бюджетных мест по специализации. Право на прием на «бюджетное» место по квоте имеют дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, инвалиды вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы.
Дети-инвалиды, не попавшие в квоту, инвалиды I и II групп, молодые люди до 20 лет, имеющие единственного родителя — инвалида I группы (при среднедушевом доходе семьи ниже величины прожиточного минимума в соответствующем субъекте РФ) — получают право на бесплатное обучение на подготовительных курсах (допускается один раз). При условии успешного прохождения вступительных испытаний при прочих равных условиях указанные категории граждан имеют преимущественное право на зачисление в вуз.
Федеральный закон РФ
«Об образовании в Российской Федерации»
№ 273-ФЗ от 29.12.2012.
Прием на обучение в вузы проводится на основании результатов единого государственного экзамена. При этом лица с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, инвалиды могут по своему усмотрению поступать на обучение по результатам общеобразовательных вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно, с учетом особенностей их психофизического развития, их индивидуальных возможностей и состояния здоровья (далее — индивидуальные особенности).
При этом отдельно оговариваются следующие условия:
— Должны быть созданы материально-технические условия, обеспечивающие возможность беспрепятственного доступа поступающих с ограниченными возможностями здоровья в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (в том числе наличие пандусов, подъемников, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов; при отсутствии лифтов аудитория должна располагаться на первом этаже здания).
— Вступительные испытания для поступающих с ограниченными возможностями здоровья проводятся в отдельной аудитории.
— Число поступающих с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории не должно превышать:
при сдаче вступительного испытания в письменной форме — 12 человек;
при сдаче вступительного испытания в устной форме — 6 человек.
— Допускается присутствие в аудитории во время сдачи вступительного испытания ассистента из числа работников организации или привлеченных лиц, оказывающего поступающим с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с преподавателями, проводящими вступительное испытание).
— Продолжительность вступительного испытания для поступающих с ограниченными возможностями здоровья увеличивается по решению организации, но не более чем на 1,5 часа.
— Поступающим с ограниченными возможностями здоровья предоставляется в доступной для них форме инструкция по порядку проведения вступительных испытаний.
— Поступающие с ограниченными возможностями здоровья могут в процессе сдачи вступительного испытания пользоваться техническими средствами, необходимыми им в связи с их индивидуальными особенностями.
При проведении вступительных испытаний обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей поступающих с ограниченными возможностями здоровья:
а) для слепых:
задания для выполнения на вступительном испытании оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением для слепых, либо зачитываются ассистентом;
письменные задания выполняются на бумаге рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых либо надиктовываются ассистенту;
поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется комплект письменных принадлежностей и бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер со специализированным программным обеспечением для слепых;
б) для слабовидящих:
обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство; возможно также использование собственных увеличивающих устройств;
задания для выполнения, а также инструкция по порядку проведения вступительных испытаний оформляются увеличенным шрифтом;
в) для глухих и слабослышащих обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
г) для слепоглухих предоставляются услуги тифлосурдопереводчика (помимо требований, выполняемых соответственно для слепых и глухих);
д) для лиц с тяжелыми нарушениями речи, глухих, слабослышащих вступительные испытания, проводимые в устной форме, проводятся в письменной форме (дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности — по решению организации);
е) для лиц с нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей:
письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
вступительные испытания, проводимые в письменной форме, проводятся в устной форме (дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности — по решению организации).
Все указанные условия предоставляются поступающим на основании заявления о приеме, содержащего сведения о необходимости создания соответствующих специальных условий.
Организация может проводить для поступающих с ограниченными возможностями здоровья вступительные испытания с использованием дистанционных технологий.