Служба ранней помощи в системе учреждений социального обслуживания (методические рекомендации по организации деятельности)

 

Министерство социальной политики Красноярского края

Краевое государственное казенное учреждение

«Ресурсно-методический центр системы социальной защиты населения»

 

  

Служба ранней помощи в учреждениях социального обслуживания

(методические рекомендации по организации деятельности)

 

Красноярск 2016  

Авторы

 

Чеха В.А., заведующая отделением развития социальных технологий краевого государственного казенного учреждения «Ресурсно-методический центр системы социальной защиты населения».

 

Хританкова М.В., методист отделения развития социальных технологий краевого государственного казенного учреждения «Ресурсно-методический центр системы социальной защиты населения».

 

 

Рецензенты:

Сухих В.Г., к.п.н., заместитель начальника отдела по вопросам инвалидов и лиц, пострадавших от радиации, министерства социальной политики Красноярского края

 

Матвеева О.М., психолог, председатель правления региональной общественной организации «Красноярский центр лечебной педагогики» г.Красноярск 

 

Служба ранней помощи в учреждениях социального обслуживания (методические рекомендации по организации деятельности): серия методических пособий для руководителей и специалистов учреждений системы социальной защиты населения. Выпуск 12 ./Краевое  государственное казенное учреждение «Ресурсно-методический центр системы социальной защиты населения». Красноярск, 2016.-38 с.  

Уважаемые коллеги!

 

В ближайшее время нам с вами предстоит создать в крае эффективную модель ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Это позволит сократить число детей, которым требуются специальные условия для социальной адаптации и последующей интеграции в социум. Своевременное выявление отклонений в развитии и оказание комплексной помощи даст возможность скорректировать имеющиеся недостатки и проблемы в развитии ребенка или устранить их, обеспечив ему полноценное развитие.

Важным условием такой работы является поддержка и участие родителей в реализации индивидуальных комплексных программ ранней помощи, реализуемых в рамках проектируемых и создаваемых в учреждениях социального обслуживания населения служб ранней помощи.

Успешное функционирование данных служб во многом зависит от профессиональной подготовки специалистов, организации коррекционно-развивающей работы с детьми, продуктивного взаимодействия с семьей и участия в деятельности междисциплинарной команды специалистов, обладающих особыми профессиональными компетенциями в данной области. 

Предлагаемое вашему вниманию пособие призвано способствовать выработке представлений о важности оказания ранней помощи ребенку с «особыми» потребностями, семейно-центрированному принципу ее организации и межведомственному взаимодействию специалистов разного профиля.

Таким образом, впереди  большая серьезная работа,  успех которой  во многом определяется уровнем профессионализма специалистов и их желанием  работать с  такими детьми.

Успехов в вашей нелегкой, но очень важной и востребованной деятельности!

 

 

Заместитель председателя Правительства Красноярского края – министр социальной политики Г.Е. Пашинова

Введение

Последнее десятилетие характеризуется на территории РФ увеличением числа детей с нарушением здоровья. Только за период с 2010 по 2014 год численность детей-инвалидов возросла на 9,2% и составила более 540.0 тыс. человек. Сегодня до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, свыше 86% имеют перинатальную патологию центральной нервной системы[1]. Если учесть, что в это число не вошли дети с неявными признаками нарушения развития[2], но с большим биологическим или социальным риском их возникновения, то приведенные цифры будут значительно выше. Под социальным риском, в данном случае, понимается неблагополучная среда развития или окружения ребенка (депривация[3], насилие, пренебрежение родительскими обязанностями, чрезмерная бедность и т.п.).

Не стал исключением на этом фоне и Красноярский край, где также отмечается рост числа детей с нарушением здоровья. Развитие системы ранней помощи детям с нарушением здоровья и детям группы риска позволяет создать действенный механизм по сокращению масштабов и глубины детской инвалидизации и сохранению семейного окружения детей. Необходимость разработки и реализация моделей и программ ранней помощи в субъектах Российской Федерации отмечены как первоочередные в Концепции развития ранней помощи на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 31.08.2016 № 1839-р. В субъектах РФ нарабатывается опыт, представляющий различные действующие модели взаимодействия с семьей ребенка раннего возраста и конкретные технологии оказания помощи ребенку, который ляжет в основу единых стандартов и видов услуг ранней помощи.

Ранняя помощь (раннее вмешательство) – это технология оказания помощи и поддержки детям раннего возраста с нарушениями в развитии (врождённые пороки развития, генетические нарушения, психоэмоциальные и психоневрологические нарушения, инвалидность) или с высокой степенью риска появления нарушений для содействия их оптимальному развитию и адаптации в обществе. Само понятие «ранняя помощь» подразумевает, что она предоставляется на самых ранних этапах развития ребенка возраста 0-3 года, когда его мозг пластичен и может положительно реагировать на абилитационные усилия, а минимизация стресса в семье, переживаемого в связи с рождением «особенного» ребенка, способствует формированию адекватного и конструктивного отношения к его последующему развитию. Что касается верхней возрастной границы, то для детей, которые по разным причинам не могут быть включены в систему коррекционного дошкольного воспитания, услуги ранней помощи могут предоставляться до 7-8 летнего возраста.

Региональная модель системы ранней помощи формируется по пути создания разветвленной сети типовых служб ранней помощи на базе учреждений социального обслуживания. Эффективность межведомственного взаимодействия при этом обеспечивается за счет разработанного и утвержденного регламента взаимодействия.

В некоторых субъектах РФ существуют другие подходы к организации ранней помощи детям с ограниченными возможностями. Это может быть моноцентрическая модель, при которой центральное место занимает одно крупное учреждение, выполняющее координирующую, ресурсно-методическую, обучающую функции. Другие учреждения системы наделены меньшими функциями и осуществляют отработку лишь отдельных технологий практической деятельности по ранней помощи.

Значительная территориальная протяженность Красноярского края, сложившаяся социально-демографическая ситуация, состояние региональной ресурсной базы учреждений социального обслуживания более соответствуют организации разветвленной сети типовых служб ранней помощи в учреждениях социального обслуживания. При этом развиваются другие элементы социальной инфраструктуры, обеспечивающие помощь и поддержку ребенку и семье на ранних стадиях его развития (общественные организации семей с детьми-инвалидами, профессиональные негосударственные объединения специалистов, социально-ориентированные некоммерческие организации и т.д.).

Следует отметить некоторую межведомственную рассогласованность в организации ранней помощи, которая может быть разноформатной и разно- ведомственной. Традиционно помощь семьям с детьми младенческого и раннего возраста оказывается в системе здравоохранения. Она включает в себя педиатрическую, неврологическую, психиатрическую, офтальмологическую, сурдологическую, физиотерапевтическую, логопедическую и иную помощь. И уже на этой стадии семье необходима помощь и поддержка психологов, социальных педагогов, специалистов по двигательной и повседневной терапии и абилитации. В системе дошкольного воспитания и образования ранняя помощь организуется в форме работы групп полнодневного или кратковременного пребывания и обучения в специализированных учебно-воспитательных учреждениях (ясли-сад, развивающие центры, студии и т.п.)

Ведомственная принадлежность не играет решающей роли, значительно важнее сохранение этапности и обеспечение преемственности между службами ранней помощи, функционирующими в системах здравоохранения, образования и социальной защиты. Таким образом, оказание ранней помощи ребенку и семье в учреждениях социального обслуживания следует рассматривать как часть целостной социальной системы муниципального образования.

В период проектирования и становления Красноярской региональной модели ранней помощи реализация ее технологий начинает осуществляться специалистами Служб ранней помощи (далее СРП), создаваемых на базе учреждений социального обслуживания. Следует особо подчеркнуть, что вне зависимости от ведомственной принадлежности СРП – это междисциплинарная и межведомственная структура, предназначенная для оказания помощи детям в возрасте от рождения до 3 лет с особыми потребностями. Структуру модели СРП в муниципальных образованиях края эффективнее формировать на модульной основе:

  • модуль диагностики развития и состояния ребенка;
  • модуль медико-социальной помощи;
  • модуль психолого-педагогической помощи;
  • модуль  развития двигательной и игровой активности;
  • модуль работы с семьями.

Модульный характер может варьироваться в зависимости от имеющихся условий, а также особых потребностей детей. Учреждение социального обслуживания, на основе которого реализуется модель ранней помощи, должно выступать координатором процесса, но при этом не должно подменять деятельность существующих образовательных и лечебных учреждений по месту жительства семьи, а занимать то реабилитационное пространство, которое востребовано и не обеспечивается этими учреждениями.

Несмотря на различие подходов в организации ранней помощи, главным принципом ее создания и функционирования является межведомственное сотрудничество учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты. Это необходимо для своевременного выявления детей, нуждающихся в ранней помощи, организации непрерывного междисциплинарного сопровождения ребенка и семьи, обеспечения возможности для его интеграции в соответствующие его потребностям и возможностям образовательные программы.

В настоящих методических рекомендациях представлен алгоритм организации и практической деятельности СРП в учреждениях социального обслуживания, дана характеристика целевой группы, отражены основные стандарты по ее организации. Рекомендации призваны способствовать выработке у специалистов концептуальных взглядов на важность и необходимость оказания как можно более ранней помощи ребенку с проблемами здоровья, вовлечению в нее членов семьи, межведомственному и трансдисциплинарному взаимодействию специалистов разного профиля.  

  1. Цели и задачи Службы ранней помощи

Цель – минимизация отклонений в состоянии здоровья детей самого раннего возраста на основе комплексной межведомственной и квалифицированной помощи ребенку и его семье.

Задачи:

  1. Максимально раннее выявление детей с проблемами развития на территории муниципального образования.
  2. Междисциплинарная комплексная оценка состояния здоровья и развития ребенка, психолого-педагогических способностей и возможностей родителей, других членов семьи.
  3. Определение потребностей ребенка и семьи на основе выявленных диагностических показателей, разработка индивидуальной программы их коррекции.
  4. Организация процесса оказания ранней помощи ребенку и всесторонней поддержки членов семьи.
  5. Обеспечение преемственности между СРП и учреждениями здравоохранения и образования.

 

  1. Целевая группа и критерии включения детей в программы ранней помощи

Целевой группой СРП являются:

  1. Дети с ограниченными возможностями здоровья раннего возраста, в том числе дети-инвалиды раннего возраста – дети, относящиеся к возрастной группе от 0 до 3 лет, и имеющие отклонения от нормального психического и физического развития различной степени выраженности, вызванные врожденными или приобретенными дефектами и, в силу этого, нуждающиеся в специальном комплексном сопровождении их развития.
  2. Семьи, осуществляющие воспитание и уход за такими детьми (приложение 1).

Критериями включения детей и семей в получатели услуг СРП являются:

  • отставание (высокий риск отставания) на более чем 2 стандартных отклонения по нормативной шкале в развитии крупной и мелкой моторики; сенсорного восприятия; когнитивного развития; коммуникации; социальных навыков;
  • наличие установленного диагноза или конкретного нарушения, ведущего к отставанию в развитии;
  • недоношенность и малый вес ребенка;
  • насилие над ребенком;
  • алкогольная или наркотическая зависимость родителей (одного родителя);
  • нахождение семьи ребенка в группе социального риска (депривация)[4], малолетний возраст родителей, отсутствие постоянного места жительства и гражданства, последствия стихийных бедствий и т.д.).

Для выявления нарушений и отставания в развитии ребенка специалистами СРП проводится углубленная оценка состояния ребенка. При этом учитываются пожелания и тревоги родителей, заключения специалистов смежных областей (здравоохранение, образование), реабилитационный потенциал и сведения из разных источников о семье. По результатам командной оценки специалистов составляется программа оказания услуг, индивидуальная для каждого ребенка и семьи.

 

  1. Этапы практической деятельности СРП
  2. Обращение семьи в СРП.Это может быть направление и информирование семьи специалистами поликлиник, органов и учреждений социальной защиты, участковыми социальными работниками, самостоятельная инициатива родителей (законных представителей) ребенка. Обратиться в службу можно лично или записаться на прием по телефону, или интернету. Каждое обращение фиксируется в журнале  получателей услуг  и назначается время первичного приема, осуществляемого обученными специалистами.

 

  1. Оценка состояния и определение потребностей ребенка и семьи. Диагностика отклонений и определение индивидуальных потребностей ребенка и семьи в региональной модели ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и (или) особенностями развития ребенка является системой, включающей:
  • медицинский скрининг, осуществляемый специалистами медицинского профиляв родильных домах, перинатальных центрах, отделениях новорожденных, поликлиниках, медицинских диагностических центрах;
  • углубленное изучение уровня развития ребенка специалистами  СРП, психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК);
  • итоговое обследование ребенка при выпуске из СРП для определения дальнейшего реабилитационно-абилитационного маршрута.

Оценка уровня развития в СРП

Доступные для специалистов учреждений социального обслуживания психометрические методы оценки развития применяются для раннего выявления отставания ребенка от сверстников в развитии психических и моторных функций. С этой целью используются тесты-опросники KID, и RCDI, в которых респондентами являются родители ребенка. Психометрические методы отвечают на вопрос о наличии или отсутствии у ребенка отставания в основных сферах развития, но не направлены, в отличие от скрининговых методов, на выявление болезни или синдрома, а также не дают детальной информации, необходимой для составления индивидуальной коррекционной программы. До первичного приема родители заполняют полученные заранее диагностические вопросники, размещенные в РИАС. Шкала KID предназначена для оценки уровня развития ребенка в возрасте от 2 до 16 месяцев, состоит из 252 пунктов, разделенных на 5 областей: «когнитивная», «движения», «язык», «самообслуживание», «социальная». Вся совокупность 252 пунктов называется полной шкалой (приложение 2).

Шкала RCDI-2000 предназначена для оценки уровня развития детей от 1 года 2 мес. до 3 лет 6 мес. Вопросник включает 216 пунктов, распределенных по 6 областям: «социальная», «самообслуживание», «крупные движения», «тонкие движения», «развитие речи», «понимание языка» (приложение 3).

Для обработки заполненных вопросников необходимо специальное программное обеспечение. Ввод заполненных вопросников в компьютер и распечатка результатов занимают не более 5 минут. Преимущество использования родителей (законных представителей) для заполнения вопросника в том, что они наблюдают ребенка постоянно в самых разных ситуациях, в то время как специалист должен оценить его за короткое время, часто в непривычной ребенку обстановке. Кроме того, отвечая на пункты вопросника, родители лучше узнают своего ребенка, начинают больше интересоваться его развитием, так что заполнение вопросника само по себе является одной из процедур ранней помощи. Для заполнения бланков специальных знаний не требуется — достаточно прочесть и правильно понять инструкцию и вопросы.

На этапе оценки состояния основным результатом является решение о наличии или отсутствии отставания в развитии ребенка Шкалы KID и RCDI-2000 состоят из большого набора пунктов, и поэтому позволяют не только обнаружить факт отставания, но и получить достаточно точные оценки уровня развития. При необходимости специалисты СРП могут использовать дополнительные скрининговые инструменты или оценочные шкалы (приложение 4) или рекомендовать родителям обратиться в специализированные лечебные учреждения для постановки или уточнения диагноза ребенка. Результаты тестирования всех детей, обратившихся в СРП, накапливаются в базе данных, что позволяет отслеживать их развитие.

Скрининговые исследования

ü Неонотальный и аудиологический скрининги проводятся в учреждениях здравоохранения с момента нахождения ребенка в родильном доме.

ü Скрининг базовых зрительных функций у детей до 1,5 лет (доступен для специалистов служб ранней помощи в учреждениях социального обслуживания).

Проверка зрительных функций проводится в спокойной обстановке, при хорошем освещении без слепящих источников света (табл.1). Ребенок должен находиться в хорошем настроении, поэтому перед обследованием ему необходимо дать освоиться в новой обстановке. Во время обследования малыш сидит на коленях у мамы лицом к исследователю.

Материалы для скрининга:

  • свечка или электрический фонарик;
  • 2–3 яркие интересные для ребенка игрушки размером 10–15 см;
  • лопатки с черно-белым изображением лица диаметром 5 см, 8 см и 15 см с одной стороны и изображением с контрастными черно-белыми полосками шириной 2 см, 1 см и 0,5 см;
  • набор съедобных крупинок размерами 2–3 мм, 1,5 мм, 1 мм и 0,5 мм (можно использовать кондитерскую обсыпку или сделать крупинки самостоятельно из черного хлеба).

 

 

 

Таблица 1

Область обследования

Технология проведения

Проверка бинокулярной фиксации

Горящую свечку (фонарик) держат на уровне глаз ребенка на расстоянии 30–40 см. Когда малыш смотрит на свечу, отражение пламени должно быть симметрично в зрачках обоих глаз. Несимметричность двух отражений указывает на наличие косоглазия.

Устойчивость бинокулярной фиксации

Наблюдают, когда ребенок играет с игрушками или смотрит на какой-то предмет. Необходимо в течение этого времени следить за положением глаз малыша. Постоянное косоглазие у ребенка – патология в любом возрасте, выявление которой требует обязательного осмотра офтальмолога. До 6 месяцев у ребенка может наблюдаться непостоянное нарушение бинокулярной фиксации, старше 6 месяцев любое косоглазие – патология.

Прослеживаю

щие движения глаз

Проверяют также со свечкой или яркой игрушкой, которая интересна для ребенка. Игрушку (свечку) медленно передвигают сначала по горизонтали (влево – вправо), потом по вертикали (вверх – вниз), потом по кругу в обоих направлениях. После этого предмет приближают к ребенку на расстояние 15–20 см на уровне его глаз (проверка конвергенции), а затем удаляют до расстояния 60–80 см (проверка дивергенции). Проверяют, следит ли ребенок за предметом, нет ли ограничения подвижности глазных яблок в какую-либо сторону, а также характер прослеживания (плавное или неплавное).

В норме к 4-месячному возрасту у ребенка должны быть развиты все типы прослеживающих движений глаз (горизонтальное, вертикальное, круговое, конвергенция и дивергенция), при этом движения должны быть плавными, без скачков. За контрастной черно-белой лопаткой диаметром 5 см в норме дети хорошо следят с 3 месяцев. При нарушениях прослеживания ребенка направляют к офтальмологу.

Проверка полей зрения

Точно определить поле зрения у детей младшего возраста сложно, поэтому его оценивают ориентировочно. Проверка происходит, когда ребенок смотрит на какую-либо игрушку, поставленную прямо перед ним (ребенок сидит на коленях у мамы за столом). В это время тестирующий медленно и бесшумно выводит из-за головы ребенка (сзади и сбоку) другую игрушку или руку с двигающимися пальцами. Границы бинокулярного поля зрения (обычно только по горизонтали) определяют приблизительно по моменту, когда ребенок, заметив появление нового предмета, оборачивается к нему. Если при первой пробе поле зрения оказалось с одной или с обеих сторон меньше, чем в норме, то следует проверить, не было ли это вызвано просто тем, что ребенок слишком сосредоточен на рассматривании центральной игрушки. В этом случае проверку делают несколько раз с различными игрушками.

В норме горизонтальные границы полей зрения должны быть симметричны с обеих сторон: 30–40 градусов для четырехмесячных детей; 60–70 градусов для шестимесячных детей; 80–90 градусов для восьмимесячных и более старших детей. Угол отсчитывается от сагиттальной[5] плоскости, проходящей через срединную линию тела. При выявлении сужения или асимметрии полей зрения ребенка надо проконсультировать у офтальмолога.

Способность воспринимать мелкие предметы (условно – острота зрения)

Проверяется бинокулярная острота зрения с помощью крупинок размером от 2–3 мм до 0,5 мм. Можно использовать шарики, сделанные из темного хлебного мякиша, кондитерскую шоколадную обсыпку или зернышки мака. Высыпав 2–4 крупинки одного размера на светлую поверхность стола (или лист белой бумаги) для создания контрастного фона, определяется минимальный размер крупинок, на которые малыш обращает внимание. Например, он может смотреть на них, хлопать по ним, пытаться взять крупинку ладошкой или двумя пальцами. Начинать проверку нужно с крупинок размером 2–3 мм, затем показать более мелкие – 1,5 мм, затем 1 мм и в конце 0,5 мм. Если ребенок не смотрит на крупинки, то можно попробовать привлечь его внимание к ним, передвигая их, подбрасывая или постукивая пальцем по столу.

В норме младенцы пытаются брать крупинки: размером 2 мм – в возрасте 6 месяцев; размером 1,5 мм – в 7 месяцев; размером 1 мм – в 8 месяцев. При отрицательных результатах теста нужно выяснить у родителей, интересуется ли ребенок крошками или другими мелкими предметами в обычной жизни, что очень характерно для детей в возрасте 6–8 месяцев. Если ребенок не обращает внимания на мелкие предметы, это может свидетельствовать о нарушениях остроты зрения, например вследствие аномалии рефракции. Но могут быть и другие причины, например, недостаточность внимания. Для исключения снижения остроты зрения требуется консультация офтальмолога.

Проба с закрыванием глаза

Проверка того, насколько одинаково ребенок использует оба глаза. Перед ребенком располагается какая-либо интересная для него игрушка. Исследующий поочередно закрывает ребенку своей ладонью то один, то другой глаз, при этом не касаясь его лица. Наблюдается поведение ребенка. Обычно дети пытаются отвести в сторону препятствие, мешающее ему смотреть, или наклоняют голову.

В норме реакции должны быть одинаковы при закрывании как левого, так и правого глаза. Но если малыш видит одним глазом хуже, чем другим, то его реакция на закрывание худшего глаза обычно слабее или совсем отсутствует. В случае явной асимметрии стоит направить ребенка к офтальмологу, т.к. асимметрия остроты зрения может привести к развитию амблиопии, т.е. некоррегируемого  снижения зрения.

 

При выявлении даже незначительных зрительных нарушений рекомендуется проводить с детьми игры и занятия, стимулирующие развитие зрительных функций. При выявлении более серьезных нарушений, необходима консультация офтальмолога и, возможно, подбор очков.

üСкрининг слуха (доступен для проведения специалистами служб ранней помощи в учреждениях социального обслуживания).

Необходимый набор для скрининга:

  • набор пластиковых баночек (подобные футлярам от фотопленки или капсулам из киндер-сюрпризов) на одну треть заполненных манкой (источник звука № 1), гречкой (источник звука № 2) и горохом (источник звука № 3);
  • детская резиновая игрушка-пищалка.

При проверке слуха желательно наличие двух человек, проводящих тест. Первый располагается непосредственно перед ребенком. Важно, чтобы малыш был спокоен и смотрел либо на яркую игрушку, которую  специалист держит в руках на уровне лица ребенка, либо ему в глаза. В то время, когда ребенок спокойно смотрит вперед, второй проверяющий сзади на расстоянии 10 см от уха ребенка трясет баночкой – источником звука. Основное условие – малыш не должен видеть руку с источником звука.

 

 

Таблица 2

Область обследования

Технология проведения

Проверка тихих звуков (№ 1)

Проверяется обычная ориентировочная реакция ребенка на звук (поворот головы или движение глаз в сторону источника звука, для детей раннего возраста характерно вздрагивание, замирание, расширение зрачков). Необходимо помнить, что реакция ребенка может иметь скрытый период. Если ребенок повернул голову в сторону звука, его нужно похвалить. Затем повторить процедуру для второго уха

Проверка громких звуков (№2,№3)

Проводится в том случае, если ребенок не отреагировал на звуковой сигнал № 1, процедуру последовательно повторяют для источника звука № 2, а при необходимости – № 3. Если скрининг слуха проводит один специалист, то процедура может быть проведена следующим образом. Проверяющий держит источник звука в одной из ладоней, в другой – пустая баночка. Он одновременно протягивает обе руки к левому и правому уху ребенка и трясет обе баночки.

 

Новорожденный младенец должен реагировать на звуковой сигнал № 3 (горох), интенсивность которого составляет 70–80 ДБ, и на высокочастотный сигнал, то есть пищащую игрушку. В 6 месяцев у ребенка должна быть ориентировочная реакция на все звуковые сигналы: № 1 (манка), что соответствует 30–40 ДБ; № 2 (гречка), что соответствует 50–60 ДБ; № 3 (горох), что соответствует 70–80 ДБ. При отсутствии у ребенка условно-ориентировочной реакции, требуется повторить процедуру через некоторое время. При отрицательных результатах можно заподозрить нарушение слуха у ребенка, что требует более точного, углубленного исследования слуха, проводимого аудиологом.

На основании оценки уровня развития ребенка и проведенных скринингов, а также информации от родителей специалисты СРП делают выводы о наличии или отсутствии проблем у ребенка. По результатам комплексной оценки состояния ребенка, углубленного анализа проблем и потребностей семьи, обсуждения с родителями результатов тестирования принимается решение о возможности включения ребенка и семьи в программы ранней помощи. В случае принятия положительного решения разрабатывается индивидуальная программа ранней помощи ребенку и сопровождения его семьи (далее программа).

При этом необязательно, чтобы все нарушения, выявленные в ходе оценки, нашли свое отражение в индивидуальной программе оказания ранней помощи. Если выявлено слишком много нарушений, специалистам необходимо сузить объем вмешательства, так как попытки одновременно решить слишком большое количество проблем малоэффективными.

 

  1. Реализация программ

 

Это основной этап, продолжительность которого зависит от индивидуальных особенностей ребенка и потребностей семьи. В программу могут вноситься коррективы, обусловленные динамикой изменений в состоянии ребенка. В процесс реализации программы могут быть включены такие формы и методические приемы работы как:

  • психолого-педагогическая помощь семьям в преодолении кризиса, в проживании ситуации рождения ребенка с особенностями в развитии и имеющимися дополнительными нарушениями соматического характера (врожденный порок сердца, нарушение в работе желудочно-кишечного тракта, внутренних органов, сенсорные нарушения (тугоухость, низкая острота зрения, косоглазие, астигматизм));
  • консультирование по вопросам принятия ребенка с особенностями здоровья, создания положительных условий, способствующих формированию адекватных, конструктивных навыков внутрисемейного взаимодействия;
  • коррекционно-развивающая работа: консультирование семей по вопросам двигательного, речевого, когнитивного, эмоционально-волевого развития ребенка, а также отработка определенных навыков на занятиях; отработка приемов конструктивного взаимодействия родителей с ребенком;
  • информационная помощь семье: предоставление подготовленной печатной продукции, интернет-ресурсов;
  • домашнее визитирование; помощь в создании условий для развития ребенка в домашней обстановке – подбор игрового развивающего оборудования в соответствии с возрастными и психологическими особенностями развития ребенка, организация домашнего пространства с учетом особенностей здоровья ребенка;
  • дистанционная работа с семьей с использованием информационно-коммуникативных технологий (общение в программе SKYPE, организация видеоконференций со специалистами по месту проживания семьи);
  • выезды мобильной бригады специалистов в отдаленные районы для проведения диагностических обследований детей и консультирования родителей по выявленным проблемам;
  • междисциплинарные оценки динамики развития ребёнка и включенности родителей в процесс развития и  воспитания ребёнка.

 

5.Формы работы СРП

 

В практике деятельности СРП можно использовать следующие формы работы:

  • однократная встреча, когда родителям и ребенку достаточно одной встречи с командой СРП, чтобы получить диагностическое заключение и рекомендации по взаимодействию с ребенком;
  • кратковременная терапия (от 2-х до 5-ти встреч семьи со специалистом, отвечающих основному запросу семьи и проблемам ребенка). Это могут быть модели кратковременного психотерапевтического вмешательства в сочетании со специальными программами для удовлетворения потребностей развития ребенка в основных областях;
  • долговременная терапияможет продолжаться несколько лет. Такая терапия необходима для младенцев и детей раннего возраста со значительным отставанием в развитии и требует разработки индивидуальной программы помощи ребенку и сопровождения семьи. При длительном обслуживании программа должна пересматриваться один раз в год, а по инициативе семьи или в соответствии с потребностями ребенка и чаще.

 

  1. Оценка эффективности реализации программы

На завершающем этапе сопровождения проводится повторная диагностика и делается вывод о завершении или продолжении программы ранней помощи. Эффективность определяется как минимум с позиции двух сторон:

  • самой СРП; 
  • получателей услуг (семья и ребенок).

В основе оценки эффективности программы лежит ее результативность, которая определяются как полученная польза для семьи и качественные изменения в состоянии ребенка. В группе результатов для ребенка можно выделить три основные области:

  • область социального взаимодействия;
  • область развития конкретных навыков и знаний у ребенка;
  • область, касающуюся участия ребенка в социальной жизни.

Критерии оценки области социального взаимодействия:

  • ребенок демонстрирует привязанность к близким взрослым;
  • ребенок начал инициировать и поддерживать социальное взаимодействие с другими людьми;
  • ребенок демонстрирует доверие к другим людям;
  • ребенок ведет себя соответствующим образом в различных ситуациях (на игровой площадке, в магазинах, в центре и т.д.);
  • ребенок строит отношения с детьми и взрослыми;
  • ребенок умеет регулировать свои эмоции;
  • ребенок понимает и выполняет социальные правила.

Критерии оценки приобретения новых знаний и навыков:

  • когнитивное развитие;
  • двигательное развитие (крупные и тонкие движения);
  • коммуникативное развитие;
  • социально-эмоциональное развитие;
  • самообслуживание.

Критерии оценки участия в социальной жизни:

  • ребенок участвует в различных мероприятиях и жизни семьи;
  • ребенок активно играет и общается со сверстниками или другими детьми без нарушений;
  • ребенок посещает вместе со своими родителями общественные места (зоопарк, театр, игровые площадки и т.д.);
  • ребенок освоил навыки самообслуживания.

 

  1. Работа с семьей

Семья для ребенка с особыми потребностями является самой значимой, доступной и эффективной реабилитационной средой Она помогает ребенку расти, развиваться, обучаться, приобретать важные социальные навыки. Только в семье закладывается модель взаимодействия с миром. В тандеме «ребенок с особыми потребностями – члены его семьи» психолого-педагогическая помощь чаще всего нужна не столько малышу, сколько его родителям. Если нет социальной составляющей, то помощь недостаточна, потому что вся семья нуждается в поддержке, а не только ребенок.

Специалисты создаваемой сети СРП должны помогать семье преодолеть стресс рождения особенного ребенка, правильно оценить его реальные возможности и начать длительную серьезную работу по его социальной адаптации и последующей интеграции.

Практически во всех учреждениях социального обслуживания, работающих в системе реабилитационно-абилитационных услуг края, функционируют службы сопровождения семей, специалисты которых должны проинформировать родителей о том, что такое ранняя помощь, где она может быть предоставлена, какие включает услуги, какие есть специалисты. Попав в поле зрения СРП, семья должна находиться под наблюдением ведущего специалиста или куратора случая. Этот специалист идет с семьей рука об руку все время, пока ей оказывается ранняя помощь. У него вся история развития ребенка, он координирует, чтобы была составлена программа и график получения услуг,  определены поставщики.

Критерии оценки результатов работы с семьей

  • родители знают о специфических факторах риска в состоянии ребенка; понимают, как развивается их ребенок с нарушениями, развитие каких навыков и способностей нужно поддерживать;
  • отвечают на потребности ребенка, как общего характера (например, в игре, в общении), так и специфического характера, связанных с конкретными особенностями своего ребенка;
  • понимают стиль обучения своего ребенка (темп, как долго ребенок может удерживать внимание и т.д.) и его предпочтения;
  • могут, наблюдая за поведением ребенка, определять, какие изменения произошли в результате реализации программы помощи;
  • знают о рекомендованных программах помощи и услугах, направленных на улучшение состояния ребенка или устранение факторов риска;
  • обеспечивают безопасную обучающую и стимулирующую среду для своего ребенка (создают мотивирующую обстановку, используют любимые ребенком игрушки и ситуации);
  • используют специальные методы, которые могут быть эффективны для обучения ребенка или устранения его поведенческих проблем;
  • помогают ребенку участвовать в семейных ежедневных мероприятиях, обеспечивают не только физическое присутствие, но и включение ребенка в деятельность;
  • изменяют домашнюю обстановку так, чтобы подстроить ее под стиль обучения  и потребности  ребенка;
  • знают, как оценивать обоснованность рекомендаций относительно методов обучения и абилитации для своего ребенка. 

Заключение

 

Получение качественных абилитационно-реабилитационных услуг на самых ранних этапах развития ребенка с особыми потребностями является гарантированным правом всех детей и их семей. Реализация этого права осуществляется путем создания целостной региональной системы ранней помощи ребенку и сопровождения его семьи. Ведущим звеном этой системы могут стать СРП в учреждениях социального обслуживания. Такие службы уже функционируют в некоторых муниципальных образованиях (гг. Ачинск, Енисейск, Красноярск, Назарово, Зеленогорск, Идринский, Березовский, Уярский, Шушенский р-оны). Каждая из них действует в составе учреждения социального обслуживания в рамках принятых регламентирующих документов. В них сформированы междисциплинарные команды специалистов, что позволяет выработать единый профессиональный взгляд на индивидуальные программы ранней помощи.

Становление целостной региональной системы ранней помощи невозможно без методической поддержки специалистов и повышения их профессиональной квалификации. Частично эти функции можно осуществлять с использованием методических материалов, размещаемых в разделах действующей региональной информационно-аналитической системы поддержки реабилитации инвалидов (РИАС). В выделенном модуле системы можно формировать регистр детей, нуждающихся в услугах СРП, оказывать информационную поддержку действующим СРП в муниципальных образованиях края, создавать банк диагностических методик и координировать деятельность по переходу ребенка из одной абилитационно-реабилитационной программы в следующую.

 

 Список   использованных  печатных и  интернет  источников

 

1 Анкеты первичного приема:  http://rehabperm.ru

  1. Концепция развития ранней помощи  в Российской Федерации  на период до 2020 года: http://government.ru

3.Методические рекомендации по созданию системы ранней помощи в  структуре доступного и непрерывного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.- М. АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» .ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской  Академии образования. 2016 – 79с.  

  1. Эффективные практики ранней помощи. (Опыт реализации программ Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в  субъектах Российской Федерации. Информационно-методический сборник.М.: Благотворительный фонд социальной поддержки граждан «Соинтеграция», 2015. – 130 с.

 

Приложение 1

Показания для направления детей в службу раннего вмешательства

 

В службу раннего вмешательства попадают семьи, имеющие детей от 0 до 3 лет, которые имеют следующие проблемы здоровья и развития:

  • Дети, имеющие выявленное отставание в развитии.
  • Дети с выявленными нарушениями, которые с высокой степенью вероятностиприведут к отставанию в развитии. Это следующие нарушения:

—     снижение слуха 2-4 степени;

—     слепота, слабовидение;

—     церебральные и спинальные параличи любой этиологи;.

—     генетические синдромы и хромосомные аберрации (с-м Дауна, с-м Ушера, с-м Клиппеля-Фейля, с-м Прадер-Вилли и т. д.);

—  наследственно-дегенеративные заболевания нервной системы (туберозный склероз, спинальные и невральные амиотрофии и т.п.).

  • Врожденные аномалии развития:

—     аномалии развития ЦНС (микроцефалия, черепно-мозговые грыжи

—      с-м Денди-Уокера и т.п.);

—     аномалии развития других органов и систем (расщелины неба, грубые деформации  конечностей и т. п.);

—     тяжелые органические поражения ЦНС (любой этиологии) атрофии мозга, гидроцефалия и т.п.;

—     злокачественные формы эпилепсии (с-м Веста и т. п.).

  • Серьезные трудности в контакте с окружающими, подозрение на ранний детский аутизм.
  • Дети биологической группы риска:

—     недоношенные и маловесные дети, рожденные с массой тела менее 1500 грамм;

—     дети, рожденные на сроке гестации меньше 33 недель;

—     дети, перенесшие асфиксию в родах;

—     дети, находившиеся в отделениях интенсивной терапии.

  • Дети социальной группы риска

—     дети родителей, имеющих психические заболевания;

—     дети, подвергающиеся насилию;

—     серьезные изменения в поведении у ребенка в результате пережитого стресса;

—     дети родителей, страдающих алкоголизмом, наркоманией;

—     дети малолетних родителей (матерей в возрасте до 17 лет);

—     дети беженцев;

—     дети из семей, направленных социальными службами;

—     другие категории семей группы социального риска.  

Приложение 2

Оценка развития детей до 16 месяцев по русифицированной шкале KID

(Инструкция для родителей по заполнению бланков)

 

  1. Условия применения шкалы

Шкала пригодна для оценки уровня развития младенцев 2-16 месяцев. Младенцев до 2 месяцев еще рано оценивать по шкале KID, а ребенка старше 16 месяцев имеет смысл оценивать, если очевидно, что он сильно отстает в физическом или психическом развитии. Свободно бегающего ребенка со словарным запасом около десятка слов нельзя достоверно оценить по шкале KID. Заполнять бланки — Анкету и Ответный лист — должен человек, который общается с ребенком большую часть времени и практически ежедневно: как правило, мать, бабушка или отец, а также домашняя няня. Никаких специальных знаний не требуется: достаточно правильно понимать инструкцию и вопросы.

  1. Заполнение Анкеты

В Анкете заполняются графы «фамилия-имя», «дата рождения», «дата заполнения», «адрес», «телефон», «на какой неделе родился», «число детей в семье», «возраст родителей»; в остальных случаях нужно из перечисленных вариантов ответа выбрать подходящий и обвести кружком его код (номер).

Фамилия и имя должны быть четко написаны, лучше печатными буквами, иначе в случае повторного тестирования ребенок может «потеряться».

Даты необходимо заполнять по форме: (число месяца)/(номер месяца)/(две последние цифры года); например,17 февраля 2010 г нужно записать в виде: 17/02/10.

Пожалуйста, очень внимательно проверьте, правильно ли Вы написали дату рождения и дату заполнения теста! При любой ошибке в датах результаты теста будут неверными. Не забывайте указать, на какой неделе родился ребенок (нормально — на 40-й). Это важно и учитывается при определении отставания в развитии, поскольку нормально развивающийся недоношенный ребенок может несколько отставать от своих доношенных сверстников — на самом деле он младше их. Возраст родителей указывайте в годах; не пишите вместо возраста год рождения. Если основной воспитатель ребенка — бабушка или няня, ее возраст и образование нужно указать в соответствующей табличке; если же основным воспитателем указаны только мать или отец, то только их возраст и образование должны быть указаны в табличке, а столбец «воспитатель» не заполняйте.

  1. Заполнение Ответного листа

Внимательно прочтите каждый пункт в приводимом ниже Вопроснике «Ответы по шкале КID» — номер этого пункта (число от 1 до 252 , выделенное жирным шрифтом) и обведите одну из цифр 1 2 3 справа от найденного номера, руководствуясь следующим правилом:

  • обведите цифру 1, если пункт описывает действие, которое Ваш ребенок начал выполнять в течение последнего месяца (то, что ребенок впервые сделал или сказал при Вас, хотя бы однократно, в течение последнего месяца);
  • обведите цифру 2, если пункт описывает действие, которое Ваш ребенок уже выполнял месяц назад или ранее (независимо от того, продолжает ли он это делать или перестал потому, что перерос);
  • обведите цифру 3, если пункт описывает действие, не совершаемое Вашим ребенком до сих пор, потому что он не дорос, не может его выполнить или только пробует. Если ребенок — инвалид, то подразумевается выполнение действия с помощью специального технического  средства реабилитации, которым он обычно пользуется.

Не оставляйте пункты без ответа: оператор, обрабатывающий ответы, не сможет лучше Вас выбрать наиболее точный вариант. Даже если на большом протяжении Вопросника сплошь идут слишком трудные для Вашего ребенка пункты, нужно на каждый из них обвести код ответа 3.

Четко обводите коды ответов, не допуская двойных (двусмысленных) обводок. Нечаянную ошибку исправьте так, чтобы был ясен окончательный вариант. Следите, чтобы номер обведенного ответа всегда соответствовал номеру пункта в Вопроснике.

 

 

ВОПРОСНИК

 

  1. Питается от груди или из бутылки.
  2. Стаскивает шапочку со своей головы.
  3. Берет пищу с ложки.
  4. Играет в прятки (в «ку-ку»: «прячет» лицо за ладонями).
  5. Плачет, когда отбирают игрушку.
  6. С удовольствием открывает и закрывает крышку коробочки.
  7. Подражает покашливанию, мычанию, цоканью, другим звукам.
  8. Берет маленькие предметы двумя пальцами.
  9. Может самостоятельно сесть, даже если до этого лежал(а) на животе.
  10. Подпрыгивает, если поддерживать подмышки.
  11. Может самостоятельно сесть, если перед этим стоял(а).
  12. Помогает одеванию, просовывая руки в рукава.
  13. Смотрит на людей и успокаивается (затихает).
  14. Тянется к знакомому человеку.
  15. Может один(одна) играть с игрушками в течение 15 минут.
  16. Трясет погремушкой, если ее вложить в руку.
  17. Черкает карандашом по собственной инициативе.
  18. Преодолевает препятствия, чтобы достать нужную вещь.
  19. Произносит звуки «ммм» или «ссс».
  20. Машет ручкой «пока-пока» в подходящий момент.
  21. Держит свою бутылочку, снова берет ее, если выпустит из рук.
  22. Может начать ползти, если перед этим сидел(а).
  23. Обхватывает бутылочку руками, когда сосет из нее.
  24. Пытается привлечь внимание взрослого лепетом и улыбками.
  25. Дает игрушку, если вы протянете за ней руку.
  26. Избегает предметов, которые могут причинить боль.
  27. Берет предметы и рассматривает их.
  28. «Разговаривает» на своем языке («гулит»).
  29. Четко произносит одно слово.
  30. Хлопает в ладоши, когда попросят.
  31. Сжимает руку, когда на ладошку положат игрушку.
  32. Пытается заполучить игрушку, находящуюся вне пределов досягаемости.
  33. Проглатывает жидкость, не поперхнувшись.
  34. Предпочитает есть самостоятельно.
  35. Пытается привлечь внимание взрослого тем, что тянется к нему и протягивает руки.
  36. Протягивает взрослому игрушку, но не отдает ее.
  37. Ищет игрушку, которую спрятали на его (ее) глазах.
  38. Интересуется фотографиями (рассматривает, когда показывают).
  39. Подражает знакомым действиям матери.
  40. Пользуется голосом для выражения эмоций (не только плачет).
  41. Имитирует «ма-ма» или «да-да».
  42. Раскрывает кулак, если к нему прикасаются игрушкой.
  43. Пальцем тычет в предметы, или толкает их, или трет, или катает.
  44. Становится ногами на пол, если держать в стоячем положении.
  45. Приподнимает грудь с кровати, когда лежит на животе.
  46. Тянет предметы в рот.
  47. Глотает мягкую (протертую) пищу.
  48. Приходит в возбуждение (радуется), когда взрослый берет на руки.
  49. Любит ронять игрушки, чтобы взрослый их подбирал.
  50. Реагирует на звук колокольчика или погремушки.
  51. Сразу же замечает предмет, помещенный перед ним (ней).
  52. Играет с куклами.
  53. Хнычет или плачет, когда ругают.
  54. Называет маму «ма-ма» (осмысленно).
  55. Пытается схватить расположенные рядом маленькие предметы.
  56. Рвет бумагу двумя руками.
  57. Стоит, если поддерживать подмышки.
  58. Делает движения ползания.
  59. Может самостоятельно поднести бутылочку ко рту.
  60. Выказывает ревность.
  61. Двигается под музыку.
  62. Улыбается при звуке погремушки или колокольчика.
  63. Роняет и поднимает игрушки.
  64. Катает мячик со взрослым.
  65. Уберет тряпочку, если ею закрыть его (ее) лицо.
  66. Реагирует, услышав свое имя.
  67. Произносит, по крайней мере, два разных звука.
  68. Держит игрушку.
  69. Устойчиво держит голову, когда тянут за руки, чтобы принял(а) сидячее положение.
  70. Открывает рот при виде бутылки или груди.
  71. Ест новую пищу без капризов, когда ее предлагают в первый раз.
  72. Понимает «пока-пока» («до свидания»).
  73. Похоже, что понимает смысл слов «вверх» и «вниз».
  74. Следит глазами за движением рук.
  75. Изменяет положение тела, чтобы лучше видеть что-то.
  76. Улыбается, услышав свое имя.
  77. Отчетливо произносит три или четыре слова.
  78. Указывает на предмет, который хочет.
  79. Опускает разные предметы в коробки и бутылки.
  80. Свободно вертит головой, когда сидит или когда держат в вертикальном положении.
  81. Сидит на корточках.
  82. Перелезает через препятствия.
  83. Ест размятую твердую обычную пищу, когда ею кормят.
  84. Издает звуки во время кормления и купания.
  85. Любит купаться в ванне и брызгаться.
  86. Сопротивляется, когда взрослый или ребенок пытается отобрать игрушку.
  87. Поднимает подбородок, лежа на животе.
  88. Интересуется своим отражением в зеркале.
  89. Заглядывает за угол, когда что-нибудь потерялось.
  90. Останавливается, когда вы говорите «нельзя».
  91. Произносит звуки, похожие на «ма-ма», «ба-ба», «ла-ла».
  92. Пытается повторять слова.
  93. Реагирует на «иди ко мне», поднимая ручки.
  94. Тянется за игрушкой, которую близко поднесли.
  95. Вытаскивает игрушки из коробки.
  96. Поднимает голову, когда лежит на спине.
  97. Подтягивается и встает, держась за край кроватки.
  98. Выдвигает ящики шкафчика.
  99. Жует пищу.
  100. Ест обычную твердую пищу.
  101. Лепечет, когда с ним(ней) заговаривают.
  102. Радуется, когда его(ее) подкидывают, возятся с ним(ней).
  103. Поворачивается, услышав свое имя.
  104. Намеренно не слушается.
  105. Улыбается отражению в зеркале.
  106. Передвигается, чтобы достать предмет, до которого не дотянуться.
  107. Останавливается, когда вы кричите «нельзя».
  108. Быстро поворачивает голову на знакомый голос.
  109. Берет предметы одной рукой.
  110. Одновременно играет с двумя или более предметами.
  111. Сидит у вас на коленях.
  112. Быстро ползает на четвереньках.
  113. Узнает бутылку и тянется за нею.
  114. Держит, кусает и жует пирожок или печенье.
  115. Одним людям улыбается, а другим – нет.
  116. Имитирует игру в «ладушки-ладушки».
  117. Открывает рот, когда приближается ложка.
  118. Издает звуки, когда с ним(ней) говорят.
  119. Останавливается, услышав свое имя.
  120. Держит предмет двумя руками.
  121. Помогает переворачивать страницы в книжке.
  122. Стоит, держась за мебель.
  123. Переворачивается со спины на бок.
  124. Пытается открыть дверь.
  125. Кладет кусочки пищи в рот.
  126. Обнимает маму и показывает свою любовь к ней.
  127. Находит частично спрятанные предметы.
  128. Узнает материнский голос.
  129. Тянется за всем, что попадает в поле зрения.
  130. Похоже, что понимает «пока-пока» («до свидания»).
  131. Издает звуки то громкие, то тихие.
  132. Переворачивает страницы книжки, по две-три сразу.
  133. Сидит с некоторой поддержкой, при этом держит голову.
  134. Стоит, если держат за обе руки.
  135. Легко перекатывается со спины на живот.
  136. Может осторожно положить игрушку.
  137. Улыбается.
  138. Играет один с игрушками.
  139. Огорчается, если оставляют одного(одну) в комнате.
  140. Громко хохочет, когда щекочут.
  141. Обнимает отца и показывает, что любит его.
  142. Внимательно смотрит на предметы и успокаивается (затихает).
  143. Реагирует на игру в прятки («ку-ку»).
  144. Имитирует действия взрослых через большой интервал времени после того, как они произошли.
  145. Повторяет слова, когда попросят.
  146. Трясет погремушкой.
  147. Пытается приподняться и сесть, когда держат за руку.
  148. Перекатывается с живота на спину.
  149. Одной рукой держит игрушку, а другой с ней играет.
  150. Пытается взять пищу ложкой.
  151. Узнает наиболее знакомых взрослых.
  152. Машет ручкой «пока-пока», когда скажут.
  153. Обнимает куклу или медведя и показывает любовь к ним.
  154. Бросает игрушки и смотрит, как они падают.
  155. Протягивает игрушку матери, если она попросит.
  156. Может копировать звуки.
  157. Сидя, катает мячик.
  158. Самостоятельно стоит.
  159. Может переворачиваться (со спины на бок, с бока на живот и т.п.), когда оставляют лежать на полу.
  160. Трогает свои ноги руками.
  161. Берет ложку за ручку.
  162. Проглатывает пищу, не поперхнувшись, не подавившись, не закашляв.
  163. Машет ручкой «пока-пока» в нужное время и без просьбы взрослого.
  164. Ощупывает лицо, волосы, бусы или одежду взрослого.
  165. Целует взрослого, когда попросят.
  166. Копирует простые действия.
  167. Сидит, опираясь на руки.
  168. Выполняет простые указания, например, «иди ко мне».
  169. Многократно повторяет одни и те же звуки.
  170. Хохочет.
  171. Берет одной рукой две маленькие игрушки.
  172. Сидит самостоятельно в течение нескольких секунд.
  173. Устойчиво стоит самостоятельно.
  174. Забирается на стулья или мебель для того, чтобы достать нужную вещь.
  175. Наклоняется и подбирает игрушку с пола.
  176. Держит ложку и доносит пищу до рта.
  177. Обсасывает и мусолит во рту печенье и сухари.
  178. Различно реагирует на посторонних людей и на знакомых.
  179. Улыбается своему отражению в зеркале.
  180. Подражает другому ребенку.
  181. Вздрагивает от неожиданных голосов или шумов.
  182. Издает звуки, когда взрослый улыбается или щекочет.
  183. Ходит, держась за мебель.
  184. Ползет вверх по лестнице.
  185. Улыбается, если взрослый делает смешную гримасу.
  186. Играет своими руками.
  187. Улыбается при виде любимой игрушки.
  188. Играет одновременно с двумя игрушками.
  189. Качает головой в знак отрицания.
  190. Подбирает маленькие предметы размером с горошину.
  191. Бросает мяч.
  192. Сидит самостоятельно в течение долгого времени.
  193. Ходит, если держат за обе руки для равновесия.
  194. Держит чашку и пьет из нее.

195 Стаскивает носки.

  1. Пьет из чашки, которую держит взрослый.
  2. Держит в течение секунды вложенную в руку ложку.
  3. Смеется, если взрослый делает смешную гримасу.
  4. Тянется к отражению в зеркале и похлопывает его.
  5. Играет своими ногами.
  6. Тянется за игрушками, которые расположены довольно близко, но нельзя их прямо схватить.
  7. Бросает одну из двух игрушек, которые держит, для того, чтобы взять третью.
  8. Улыбается при виде новой игрушки.
  9. С удовольствием смотрит в окно.
  10. Лепечет, когда находится один(одна) в кроватке.
  11. Распознает названия знакомых предметов.
  12. Перекладывает предметы из одной руки в другую.
  13. Стоя, кидает мяч.
  14. Ходит, когда держат за одну руку.
  15. Сидя, наклоняется вперед, чтобы достать нужный предмет.
  16. Трет глаза.
  17. Пьет из чашки, которую держит взрослый, не расплескивая питье.
  18. Пытается ходить по дому за мамой.
  19. Помнит, где в доме хранятся некоторые вещи.
  20. Сжимает куклу или игрушку, чтобы они издали звук.
  21. Хнычет или плачет.
  22. Держит одновременно два предмета, по одному в каждой руке.
  23. Черкает карандашом, если показать, как это делается.
  24. Сидит самостоятельно и играет с игрушками.
  25. Проходит несколько шагов без помощи взрослого.
  26. Переворачивается и приподнимается, чтобы сесть.
  27. Отворачивает голову, когда пытаются вытереть нос.
  28. Пытается поднять к своим волосам гребенку или щетку.
  29. Пытается привлечь внимание взрослого хныканием или плачем.
  30. Подражает выражению лица взрослого.
  31. Наклоняется и ищет упавший предмет.
  32. Использует корзинку, сумку или ящик для того, чтобы переносить вещи.
  33. Достает и носит знакомые предметы.
  34. Достает предмет одной рукой.
  35. Может без помощи взрослого сесть, если лежал(а) перед этим на спине.
  36. Хорошо ходит самостоятельно.
  37. Держит предмет величиной с куклу.
  38. Играет с губкой или с игрушками в ванне.
  39. Ест бутерброд, разрезанный на четыре части.
  40. Смотрит телевизор.
  41. Пытается дотронуться до движущихся предметов.
  42. Визжит.
  43. Стучит игрушками по столу или по полу.
  44. Когда сидит, может лечь на спину без посторонней помощи.
  45. Поднимается с полу, ни за что не держась, и самостоятельно идет.
  46. Встает самостоятельно из сидячего положения.
  47. Когда сидит, поворачивается в сторону или назад, чтобы взять нужный предмет.
  48. Удерживает пищу во рту.
  49. Просовывает ноги в штаны.
  50. Старается схватить движущийся предмет.
  51. Разворачивает завернутую или прикрытую чем-нибудь игрушку.
  52. Может ходить боком.
  53. Поднимает ноги, когда меняют подгузник.
  54. Любит вынимать предметы из ящика (коробки) и класть их обратно.
  55. Поднимает чашку двумя руками.
  56. Пытается мыться губкой в ванне.
  57. С помощью взрослого зачерпывает небольшое количество пищи ложечкой.

[1] Доклад уполномоченного по правам ребенка при президенте РФ (http://www.interfax.ru/russia/445003).

[2] Существенное отклонение от нормальных образцов развития из-за изменений в состоянии здоровья или воздействия среды.

[3] Недостаток сенсорных и социальных стимулов, приведших к замедлению и искажению эмоционального и интеллектуального развития ребенка.

[4] Негативное психическое состояние, вызванное лишением возможности удовлетворения самых необходимых жизненных потребностей

[5] Воображаемая вертикальная плоскость, которая проходит спереди назад и делит объект на левую и правую части.

Приложение 3

ШКАЛА

развития детей от 14 мес. до 3,5 лет (RCDI-2000)

(Инструкция для родителей)

 

Тщательно заполните страницу “Анкета”. Особенно внимательны будьте к датам: ошибка может повлечь неверные выводы и рекомендации. Даты заполняйте по форме: день/месяц/год, по две цифры (например: 18 мая 2009 г запишите в виде 18/05/09). При заполнении страницы “Ответы по шкале RCDI-2000” руководствуйтесь следующими правилами.

Давая ответ на каждый пункт “Вопросника”, найдите в “Ответном листке” номер этого пункта (номера от 1 до 216 выделены на “Ответном листке” жирным шрифтом) и обведите кружком одну из цифр 1 2 3 справа от найденного номера:

  • обведите цифру 1, если пункт описывает действие, которое Ваш ребенок начал выполнять в течение последнего месяца (то, что ребенок впервые сделал или сказал при Вас в течение последнего месяца);
  • обведите цифру 2, если пункт описывает действие, которое Ваш ребенок уже выполнял месяц назад или ранее (независимо от того, продолжает ли он это делать или перестал потому, что перерос);
  • обведите цифру 3, если пункт описывает действие, не совершаемое Вашим ребенком до сих пор, потому что он не дорос или не может его выполнить.

Если ребенок — инвалид, то подразумевается умение выполнить действие с помощью специального технического средства реабилитации, которым он обычно пользуется. Старайтесь не оставлять пунктов без ответа и не обводите два варианта ответа на один пункт (оператор, обрабатывающий ответы, не сможет лучше Вас выбрать наиболее точный вариант). Допущенные ошибки четко исправьте, чтоб не оставалось двусмысленностей. Следите, чтобы номер обведенного ответа всегда соответствовал номеру пункта “Вопросника”.

Если Вашему ребенку меньше 2 лет, то многие пункты описывают действия, не соответствующие его возможностям. Тем не менее, просим Вас терпеливо прочесть все пункты “Вопросника” и для каждого из них обвести на “Ответном листке” соответствующую цифру-ответ. Если что-нибудь покажется непонятным или возникнут какие-нибудь вопросы, не стесняйтесь спрашивать.  

ВОПРОСНИК

 

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

  1. Здоровается, говоря “Привет” или что-то подобное.
  2. Сплетничает или ябедничает на других детей.
  3. Сочувствует другим детям, старается помочь и утешить их.
  4. Иногда говорит “Нет”, когда пристают.
  5. Немного помогает в домашних делах.
  6. Просит помочь, когда что-нибудь делает.
  7. Говорит “Я не могу”, “Я не знаю”, или “Это ты сделай”.
  8. Хорошо сосредоточивает внимание — слушает других.
  9. Извиняется — например, говорит “Прости”, сделав что-нибудь нехорошее.
  10. Командует другими детьми.
  11. Узнает знакомых взрослых и тянется к ним.
  12. Играет в активные игры с другими детьми, например, в пятнашки, в прятки, в классики.
  13. Просит помощи у других детей: просит помочь что-то сделать, просит информации или объяснений.
  14. Делает или строит какие-то вещи с другими детьми.
  15. Играет в простые настольные игры, например, в шашки.
  16. Говорит “Посмотри (на меня)”, когда делает что-то.
  17. Хочет спать с куклой, игрушечным медведем и т.п.
  18. Понимает “Подожди минутку”. Терпеливо ждет короткое время.
  19. Соблюдает правила простых настольных или карточных игр.
  20. С интересом рассматривает свое отражение в зеркале.
  21. Говорит с другими детьми о том, как что-нибудь сделать, высказывает свои соображения и выслушивает соображения других детей.
  22. Играет в игры, требующие соблюдения очередности, и обычно ждет своей очереди.
  23. Обычно слушается, когда просят что-нибудь сделать или чего-нибудь не делать.
  24. Предлагает помочь другим.
  25. Играет с другими детьми, делая что-нибудь вместе с ними.
  26. Делает знакомые дела “понарошку”, например, разговаривает по телефону или спит.
  27. Оправдывается.
  28. Проявляет привязанность к другим детям.
  29. Положительно отзывается о себе — говорит “Я хороший”, “Я большой” и т.п.
  30. Начинает дела, в которых участвуют другие дети (бывает заводилой).
  31. Играет в “ролевые” игры с другими детьми (типа “дочки-матери”), изображая “понарошку” маму или папу, учителя, космонавта.
  32. Обычно выполняет указания (команды) во время групповых игр с товарищами.
  33. Выражает жалобы словами.
  34. Обычно делится игрушками или другими вещами — иногда может спорить из-за них.
  35. Защищает младших.
  36. Иногда поступается своими желаниями ради интересов группы (например, если хочет играть в прятки, а другие дети — в мячик, может согласиться играть в мячик).
  37. Проявляет привязанность: обнимает или целует.
  38. Обычно хорошо реагирует на замечания — перестает плохо себя вести.
  39. Хорошо входит в группы — слушает, делится, соблюдает очередь, вносит что-то свое.
  40. Может руководить сверстниками, давая им указания и помогая.

САМООБСЛУЖИВАНИЕ

  1. Ест ложкой самостоятельно.
  2. Ест ложкой, почти не разливая.
  3. Моет и вытирает руки.
  4. Приучен(а) проситься на горшок “по-маленькому” и “по-большому”.
  5. Застегивает одну или несколько пуговиц.
  6. Правильно застегивает все пуговицы на рубашке, блузке или пальто.
  7. Ест вилкой.
  8. Одевается и раздевается самостоятельно (кроме завязывания шнурков).
  9. Открывая дверь, поворачивает ручку и тянет.
  10. Подносит чашку ко рту и пьет.
  11. Надевает рубашку или блузку самостоятельно.
  12. Снимает туфли и носки.
  13. Подает матери или отцу пустую тарелку.
  14. Вы уже разрешаете ему самостоятельно путешествовать по квартире; при этом за ним не обязательно все время смотреть.
  15. Полностью раздевается самостоятельно.
  16. Помнит, где в доме держат разные вещи.
  17. Сам(а) ест крекеры или печенье.
  18. Пользуется маленьким ведерком или другой емкостью для переноски вещей.
  19. Надевает туфли на правильную ногу.
  20. Сам(а) моется в ванне — может быть, с небольшой помощью.
  21. Держит свои вещи в порядке.
  22. Пользуется столовым ножом для намазывания.
  23. Снимает носки.
  24. Самостоятельно умывает лицо.
  25. Остается сухим всю ночь.
  26. Жует пищу.
  27. Пытается надевать туфли. Или надевает их.
  28. Замечает, когда рубашка (блузка) или штаны вывернуты наизнанку, и выворачивает их на правильную сторону.
  29. Расстегивает молнии.
  30. Вытирает пролитое тряпкой или губкой.
  31. Наливает молоко в чашку, не проливая.
  32. Взбирается на стул, табуретку или ящик, чтобы достать что-нибудь.
  33. Берет ложку за ручку.
  34. Самостоятельно снимает расстегнутую рубашку или блузку.
  35. Самостоятельно чистит зубы.
  36. Наливает себе питье.
  37. Завязывает шнурки.
  38. Переходя улицу, обычно смотрит в обе стороны.
  39. Самостоятельно ходит в туалет, подтирается, спускает воду и моет руки.
  40. Самостоятельно ест, одевается и моется — но может нуждаться в небольшой помощи.

КРУПНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

  1. Ходит самостоятельно.
  2. Прыгает со ступенек двумя ногами вместе.
  3. Стоя бросает мяч.
  4. Бегает.
  5. Бегает свободно, огибая углы и делая резкие остановки.
  6. Ездит на трехколесном велосипеде, нажимая на педали.
  7. Самостоятельно поднимается и спускается по лестнице.
  8. Самостоятельно поднимается и спускается по лестнице, ставя поочередно одну ногу на каждую ступеньку.
  9. Бьет ногой по мячу.
  10. Подпрыгивает на одной ноге без поддержки по крайней мере два раза подряд.
  11. На бегу перепрыгивает через попавшиеся препятствия.
  12. Устойчиво стоит на одной ноге без поддержки.
  13. Лазает на сооружения на детской площадке.
  14. Делает кувырок вперед.
  15. Прыгает на одной ноге без поддержки.
  16. Сам(а) раскачивается на качелях.
  17. Переворачивается со спины на живот.
  18. Устойчиво стоит без поддержки.
  19. Из положения стоя перепрыгивает через предметы или людей.
  20. Переступает или ходит вдоль манежа или мебели, держась за нее.
  21. Хорошо бегает, не падая.
  22. Стоит на одной ноге несколько секунд без поддержки.
  23. Самостоятельно влезает по лестнице на горку и съезжает с нее.
  24. Сидит без поддержки.
  25. Ездит на двухколесном велосипеде с боковыми колесиками или без.
  26. Самостоятельно встает — подтягиваясь или иначе.
  27. Делает “колесо”.
  28. Играет в мяч с другими детьми; бросает им мяч и ловит его по крайней мере в половине случаев.
  29. Вскарабкивается и садится на взрослый стул.
  30. Демонстрирует хорошее равновесие и координацию в подвижных играх, связанных с бегом, лазаньем, прыжками.

ТОНКИЕ ДВИЖЕНИЯ

  1. Подбирает предметы одной рукой.
  2. Строит башни из двух или более кубиков.
  3. Держит одновременно два предмета, по одному в каждой руке.
  4. Поднимает большие предметы двумя руками.
  5. Рисует или срисовывает две пересекающиеся линии (+).
  6. Складывает картинки из девяти или более кусков в играх — разрезных картинках.
  7. Подбирает мелкие предметы, например, кусочки печенья, двумя пальцами — большим и еще каким-нибудь.
  8. Рисует полные фигурки людей, включающие по крайней мере голову с глазами-носом-ртом, туловище, руки и ноги, кисти рук и ступни.
  9. Держит мелок несколькими пальцами, примерно как взрослый.
  10. Перекладывает предметы из одной руки в другую.
  11. Чертит каракули мелком или карандашом.
  12. Разрезает ножницами бумагу от одного края до другого.
  13. Рисует узнаваемые картинки.
  14. Рисует или срисовывает полный круг.
  15. Пытается резать или режет маленькими ножницами.
  16. Рисует или срисовывает квадрат с четырьмя хорошими углами.
  17. Режет ножницами по простому контуру или фигуре.
  18. Строит башни из пяти или более кубиков.
  19. Перелистывает по одной страницы детской книжки.
  20. Рисует фигурки людей, состоящие по крайней мере из трех частей, таких как голова, глаза, нос, рот,волосы, туловище, руки, ноги.
  21. Строит башни из восьми или более кубиков.
  22. Использует одну руку больше, чем другую; отдает предпочтение определенной руке.
  23. Делает постройки из кубиков, такие как простой дом, мост или машина.
  24. Раскрашивает фигуры в книжке-раскраске, придерживаясь контуров.
  25. Чертит каракули круговым движением.
  26. Отвинчивает и завинчивает крышки банок и бутылок.
  27. Рисует или срисовывает вертикальные или горизонтальные линии.
  28. Кладет на место отдельные куски (простые формы или фигуры) в складной картинке.
  29. Подбирает две маленькие игрушки одной рукой.
  30. Рисует и пишет (печатными буквами) в продуманном порядке, с толком.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

  1. Называет Вас “мама” или “папа”, или как-нибудь в этом роде.
  2. Использует отрицание “не” в выражениях “не надо”, “не могу”, “не буду” и т.п.
  3. Говорит не менее двух слов, помимо “мама” и “папа”.
  4. Употребляет не менее 10 слов.
  5. “Разговаривает”; произносит звуки, как будто говорит предложениями.
  6. Говорит о вещах, которые “могли бы” произойти, например, “Он бы ушибся, если бы упал”
  7. Рассказывает, какое действие изображено на картинке, например, “Кошка ест”.
  8. Задает вопросы, начинающиеся со слов “что” или “где”.
  9. Употребляет по крайней мере пять разных слов (не обязательно похожих на “взрослые”) для обозначения разных предметов.
  10. Употребляет по крайней мере одно из следующих слов: “я”, “ты”, “он”, “она”, “оно”, “мне”, “меня”.
  11. Задает вопросы, начинающиеся со слов “почему”, “когда” или “как”.
  12. Употребляет длинные, сложные предложения, длиной до десяти или более слов.
  13. Подробно говорит о том, что произошло, описывая последовательность событий (“Мы пошли туда-то, и там мы…Потом мы…”).
  14. Говорит о своих вещах “мой”, или “моя”, или “мое”.
  15. Указывает на предметы.
  16. Употребляет слова во множественном числе, прибавляя окончание “и” или “ы”, например, “собаки”,“машины”.
  17. Просит “еще”, “еще один”.
  18. Просит еду или питье при помощи слов или звуков.
  19. Употребляет предложения из двух-трех или более слов.
  20. Называет несколько знакомых предметов в книжках с картинками.
  21. Соединяет два предложения союзами “или”, “но”.
  22. Называет дни недели в правильном порядке.
  23. Правильно использует слова “сегодня”, “вчера” и “завтра”.
  24. Правильно отвечает “да” или “нет” на простые вопросы.
  25. Употребляет слова, оканчивающиеся на -ущий, -ющий, -ейший, -айший, например, “большущий,“сильнейший”, “величайший”.
  26. Подражает некоторым звукам, которые Вы произносите.
  27. Отвечает на вопросы типа “Как говорит …собачка? …киска? …уточка?”
  28. Машет рукой “пока-пока”, “до свиданья”.
  29. Говорит о своих чувствах, например: “мне весело”, “мне грустно”, “мне плохо”, “я сержусь” и т.п.
  30. Употребляет существительные не только в именительном падеже (например, говорит не только “рука”, но и “руку” или “рукой”).
  31. Употребляет глаголы в прошедшем времени, например, “Мячик упал”.
  32. Употребляет глаголы в будущем времени, например, “нарисую”, “буду рисовать”.
  33. Соединяет два предложения союзами “и”, “а”.
  34. Употребляет прилагательные или наречия в сравнительной степени, например, “больше”, “меньше”,“больнее”.
  35. Правильно образует сравнительную степень прилагательных: “хороший”-“лучше”, а не “хорошее”,“плохой”-“хуже”, а не “плохее” и др
  36. Употребляет слова, выражающие степень уверенности, такие как “может быть”, “пожалуй”, “наверное”,“конечно”.
  37. Если предмет не нравится, говорит о нем “плохой”, “кака” и т.п.

ПОНИМАНИЕ ЯЗЫКА

  1. Спрашивает значения слов.
  2. Отзывается на свое имя; поворачивается и смотрит.
  3. Отвечает на вопросы, начинающиеся с “почему?” (например: “Почему мы носим пальто?”), давая хорошие объяснения.
  4. Когда просят, показывает по крайней мере три части тела, такие как нос, рот, руки или ноги.
  5. Понимает, что значит “на” и “с”; выполняет указания с этими словами — например, “положи на стол”,“сними со стула”.
  6. Понимает, что значит “вверх” и “вниз”.
  7. Правильно называет себя и других детей “мальчиком” или “девочкой”.
  8. Знает смысл слов “такой же”(“похожий”) и “другой”(“непохожий”); говорит, чем две вещи похожи и чем они отличаются.
  9. Когда спрашивают “Что такое.?”, описывает предмет или говорит, что с ним делают (“Что такое банан?”-“Он желтый” или “Его едят”).
  10. Правильно определяет по названиям по крайней мере четыре цвета.
  11. Отвечает на вопросы типа “Что делают с …печеньем? …шапкой? …чашкой?”
  12. Отвечает на вопросы “Если…,то…?”, такие как “Если ты ударишься, что ты будешь делать?”
  13. Выполняет указания из двух частей, например, “Пойди к себе в комнату и принеси мне”
  14. Когда спрашивают, “Что такое…?”, называет группу, к которой предмет относится (“Что такое лошадь?” -“Животное”).
  15. Выполняет простые указания.
  16. Называет свое имя, по крайней мере когда спрашивают “Как тебя зовут?”
  17. Говорит, из чего сделаны некоторые вещи, например, пальто или стул.
  18. Понимает, что значит “открой” и “закрой”; выполняет указания с этими словами.
  19. Отвечает на вопросы вроде “Что ты сделаешь, когда проголодаешься? …захочешь пить? …устанешь?”
  20. Обычно приходит, когда позовут.
  21. Правильно употребляет слова “быстро”, “быстрый” и “медленно”, “медленный”.
  22. Говорит, где живет, называя город или селение.
  23. Дает Вам игрушку, если попросить.
  24. Понимает, что значит “полный” и “пустой”; правильно употребляет эти слова.
  25. Понимает значения по крайней мере трех слов, указывающих положение предметов, таких как “в”, “на”,“под”, “у”, “возле”.
  26. Говорит, когда что-то кажется тяжелым.
  27. Когда спрашивают, называет свое имя и фамилию.
  28. Использует слова “хороший” и “плохой”, говоря о себе и о других детях.
  29. Когда спрашивают “Сколько тебе лет?”, правильно называет возраст.
  30. Понимает не менее шести из слов, указывающих положение предметов: “в”, “на”, “под”, “у”, “возле”,“сверху”, “снизу”, “над”, “выше”, “ниже”.
  31. В правильном порядке выполняет последовательности из трех простых указаний: “Сделай то-то, потом , потом ”
  32. Понимает, что значит “легко”(или “просто”) и “трудно”; правильно употребляет оба эти слова.
  33. Понимает “Нет-нет!”, “Нельзя!”; перестает делать то, что нельзя, по крайней мере, ненадолго.
  34. Говорит о будущем, о том, что “должно” произойти.
  35. Правильно определяет по названию по крайней мере один цвет.
  36. Показывает или называет больший из двух предметов, когда попросят.
  37. Может пересчитать три или более предметов.
  38. Понимает, что такое “один” и дает именно один предмет, когда просят “один”.
  39. Понимает, что такое “все”: если просят дать все карандаши, дает действительно все.
0

Автор публикации

не в сети 9 месяцев

Валерий Муравьев

0
Комментарии: 0Публикации: 7015Регистрация: 10-12-2018
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля