Решение круглого стола по Ранней Помощи

Решение Межрегионального круглого стола по вопросам развития ранней помощи, проведенного в рамках II Международной научно-практической конференции «Ранняя помощь детям и их семьям: траектория профессионального роста» 6 ноября 2019 г.
В работе круглого стола приняли участие 46 человек: руководители и специалисты служб ранней помощи систем социальной защиты, образования и здравоохранения, высшей школы, органов государственной власти из 14 регионов, представители общественных организаций родителей и специалистов.
Участники обсудили современное состояние системы ранней помощи в стране и в субъектах Российской Федерации, основные факторы препятствующие развитию этих систем, рассмотрели предложения в законопроект по ранней помощи, по механизму реализации услуг ранней помощи, по полномочиям федеральных органов власти и субъектов Российской Федерации в области ранней помощи,  а также по понятийному аппарату.
Участники круглого стола обменялись опытом по созданию и развитию ранней помощи в регионах и отмечают, что в свете реализации положений Концепции «Развитие ранней помощи детям и их семьям в Российской Федерации до 2020 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г № 1839–р, важным составляющим компонентом в организации ранней помощи в регионе является межведомственное взаимодействие между органами и подведомственными им учреждениями здравоохранения, социальной защиты, образования и некоммерческими организациями. В настоящее время в различных ведомствах ранняя помощь организуется в большинстве регионов изолированно.
Результаты мониторинга региональных систем ранней помощи, проведенного на основании анализа проектов региональных программ по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов в Российской Федерации, свидетельствуют о том, что:
— приняты и реализуются программы (подпрограммы) по развитию ранней помощи в 63 субъектах (74,2%). В 54 субъектах (63,6%) координируют работу по разработке и реализации программы ранней помощи исполнительные органы государственной власти в сфере социальной защиты, в 7 субъектах (8,3%) — в сфере образования, в 8 субъектах (9,5%) — в сфере здравоохранения;
— в 42 субъектах (49,5%) организованы ресурсные центры ранней помощи, которые должны выполнять координирующую, информационно-методическую, статистическую, аналитическую, экспертную функции, подготовку (переподготовку) и аттестацию специалистов ранней помощи. Однако, зачастую это непосредственно ведомственные центры, которые координируют работу только в подведомственных учреждениях, а специалисты, работающие в этих центрах, не имеют подготовки в сфере ранней помощи;
— суммарное количество детей целевой группы по всем субъектам по состоянию на 1 ноября 2018 г. составило 316726 детей; суммарное количество детей целевой группы, получивших различные виды услуг (медицинские, образовательные, социальные, в том числе ранней помощи) в 2018 году — 222942 ребенка; средний процент охвата детей по всем субъектам составил 73,65%.
Выявлены проблемы, встречающиеся при организации эффективной ранней помощи:
— вопросы ранней помощи в законодательстве Российской Федерации урегулированы недостаточно, не регламентированы полномочия субъектов и порядок межведомственного взаимодействия, не решены вопросы финансирования услуг ранней помощи;
— отсутствуют единые региональные базы детей, нуждающихся в услугах ранней помощи, и получивших их; недостаточно информированы родители детей о возможностях получения услуг ранней помощи;
— недостаточен уровень компетентности специалистов и руководителей; отсутствует единая для всех ведомств система повышения квалификации специалистов;
— не согласован понятийно-терминологический аппарат в различных ведомствах.
Участники круглого стола констатировали, что в субъектах Российской Федерации реализуется механизм предоставления услуг ранней помощи, изложенный в примерном порядке оказания услуг ранней помощи детям и их семьям и примерном стандарте предоставления услуг ранней помощи детям и их семьям в Методических рекомендациях по организации услуг ранней помощи детям и их семьям в рамках формирования системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов; а также предложили включить в проект федерального закона о комплексной реабилитации статью, посвященную  ранней помощи детям и их семьям.  
 Участники круглого стола обсудили законопроект по внесению дополнений в законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития ранней помощи детям и их семьям, разработанный на основе исследований ФГБУ ФНЦРИ им. Г.А. Альбрехта Минтруда России совместно с Институтом раннего вмешательства и по результатам пилотного проекта по отработке подходов к формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов. Представители общественных организаций отметили высокую актуальность развития ранней помощи детям и их семьям, а также необходимость ее соответствующего нормативного правового и методического обеспечения и в целом положительно оценили предлагаемый законопроект. Полученные от них предложения носили продуктивный характер и будут учтены при доработке законопроекта. При обсуждении предложений в законопроект участники одобрили:
— определения основных понятий – ранняя помощь детям и их семьям, дети целевой группы, дети группы риска в сфере ранней помощи, индивидуальная программа ранней помощи, естественные жизненные ситуации ребенка, услуги ранней помощи;
— внесение дополнений в следующие нормативные правовые документы федерального уровня:
  • в Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»: главу III Реабилитация и абилитация инвалидов дополнить статьей «Ранняя помощь детям и их семьям», в которой определить основные понятия, место ранней помощи в системе комплексной реабилитации, порядок организации межведомственного взаимодействия, порядок предоставления услуг ранней помощи, полномочиям федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере ранней помощи;
  • в Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» дополнить статьей 7.1 «Обеспечение прав детей на оказание услуг ранней помощи».
  • в Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и подзаконные акты внести изменения в части установления дополнительного обстоятельства для признания нуждающимся в социальном обслуживании ребенка в возрасте до 3-х лет с ограниченными возможностями здоровья; закрепления понятия ранней помощи детям и их семьям;
  • в постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. № 1236 «Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг» в части дополнения категорий граждан, имеющих право на получение социальных услуг, категорией «дети в возрасте от 0 до 3-х лет, имеющие ограничения жизнедеятельности или из группы риска», а также дополнить Примерный перечень социальных услуг по видам социальных услуг услугами ранней помощи;
  • в Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации» внести дополнения, касающиеся организации выявления и направления детей целевой группы на получение услуг ранней помощи, предоставления услуг ранней помощи детям целевой группы и их семьям в подведомственных организациях;
  • в Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» расширить полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования (статья 8) в части ранней коррекционной помощи детям; на Центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи возложить обязанности выявления и направления детей целевой группы на получение услуг ранней помощи, предоставления услуг ранней помощи детям целевой группы и их семьям в подведомственных организациях;
  • в Федеральной закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ввести изменения, касающиеся дополнительных гарантий по социальной поддержке, и дополнительных мер по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в части получения услуг ранней помощи;
  • Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» дополнить полномочиями органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области оказания услуг ранней помощи детям и их семьям;
  • в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» права органов местного самоуправления городского, сельского поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, внутригородского района дополнить осуществлением мероприятий в области оказания услуг ранней помощи детям и их семьям;
  • Федеральный реестр инвалидов следует дополнить сведениями об индивидуальных программах ранней помощи.
Полученные от участников предложения решено направить в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации и в Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта»  Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации для учета при подготовке итоговых предложений.
 
0

Автор публикации

не в сети 3 дня

Татьяна Хромова

0
Комментарии: 0Публикации: 222Регистрация: 26-11-2019
Авторизация
*
*
Генерация пароля