Ранняя вертикализация, избыточная вертикализация, преждевременная вертикализация.

О чём именно идёт речь.

О позе «столбиком».

Об обкладывании ребенка подушками, чтобы он «сидел».

О вождении «за руки» ребенка, который самостоятельно не ходит.

То есть об организации поз и движения, которые не предполагают самостоятельного удержания равновесия и самостоятельной организации движения.

Как понять, есть ли избыточная вертикализация — отпустить руки и проверить, что будет. Что будет, если убрать руки в «столбике» с грудной клетки — сможет ли ребенок поддерживать самостоятельно вертикализацию? А если убрать подушки, продолжит ли сидеть? А если не водить за руки, продолжит ли идти?

Чаще всего — нет.

Речь идёт о балансе между помощью и вмешательством в систему. Если ребенок уверенно вертикализирован, и мы его грудную область поддерживаем в контакте- это помощь. Если ещё самостоятельно не вертикализирован, а мы держим — вмешательство.

Рассмотрим позы в БМЕДВ. В эмбрионе дети центрированы на своем балансе только через стопы. Уберешь поддержку с диафрагмы- ничего не изменится, ребенок будет удерживать равновесие. Центрированы дети и в сиде, и в стойках. То есть самостоятельно удерживают вертикальное положение. Непродолжительно, наращивая постуральную выносливость, но удерживают. В этом разница между БМЕДВ и другими методами физической адаптации.
И БМЕДВ работает с последствиями преждевременной вертикализации.

В случае например с вождением за руки до самостоятельного удержания равновесия ребенком на шаге, издержки преждевременной вертикализации такие:

теряется возвратность сгибания. Нарабатывается патобиомеханика незавершенного сгибания
усиливается перепрогиб в пояснице
ослабевает функция рычага нижних конечностей
перераскрывается грудная клетка, уходит целостное дыхание, дыхание дробится либо в поверхностное, верхней частью грудной клетки, либо грудь «выключается», и возникает такое, дыхание раздувающимся животом, отдельным от грудины.
нарушается система тягового взаимодействия в верхнем рычаге, рук, кисти, вместо удерживания/подтягивания/захвата нарабатывается «вис», обратный удержанию и хвату двигательный акт. Толчок ладони тоже уходит, уходит отталкивание, которое нужно для группировки
группировка, с ней можно попрощаться сразу и больше не вспоминать о ней лет до трёх, пока ребенок ее не «изобретет» заново. Затылочное опрокидывание — это вот телесный навык преждевременно вертикализированных. Телесная сборка внимания плывет, со стоп и ладоней в затылок. Который перевешивает, а навык сохранять физиологический угол наклона корпуса под 45 градусов — сбивается вождением «за руки».
толчок стопы ослабевает, а вместе с ним вся цепочка отреагирования в суставах, в коленном, тазобедренном, и до окклюзии. Соответственно нарушается вся система стабилизации и саморегуляции в отношении равновесия в принципе. Формируется выученная беспомощность.

Ну и вишенка на торте — это когда ребенок самостоятельно прокакаться не может, через перетуживание по 20 минут на горшке высиживает.

Пока я совсем не взгрустнула, подытожу- до 2 лет дети пластилиновые функционально, все вот про глубину дыхания, норму стопы, толчка, нормы биомеханических паттернов — все «чинится», ставится, тренируется, при условии понимания, как тело работает, и что сбивает телесные настройки, и чего делать не надо. Например, за руки водить ребенка,если он самостоятельно ещё не ходит. Позже-сложнее, но до 5-6 лет ещё очень да.
Но самое оптимальное, конечно,это не заниматься «починкой» функций, а их насыщением для формирования новых двигательных актов и законченных двигательных циклов.

Но если имела место преждевременная вертикализация, то сначала надо убирать перепрогиб, дифференцированное дыхание, переразвернутую грудину, возвращать вжатую в туловище шею, группировку, физиологический угол в верхних и нижних рычагах, толчок стопы и возвратность, а потоооом… Идти в прыжки, кувырки, вращения и прочее расширение двигательных компетенций.

Такие вот дела. По мотивам сегодняшнего процесса с практиком из Перми. Привет, Пермь, спасибо за вдохновение и совместный анализ формирования наработанных, приобретенных дисфункций.

Источник: http://estestvo.org/2019/01/vertikalizaciya/

0

Автор публикации

не в сети 3 дня

Татьяна Хромова

0
Комментарии: 0Публикации: 222Регистрация: 26-11-2019
Авторизация
*
*
Генерация пароля