Этап реализации Индивидуальной программы ранней помощи (ИПРП)
После проведения междисциплинарной оценки специалисты совместно с семьей составляют Индивидуальную программу ранней помощи. ИПРП – это документ, содержащий информацию о целях ранней помощи, естественных жизненных ситуациях, в которых планируется их достижение, перечень услуг ранней помощи, объем, сроки, ведущего специалиста, исполнителей, формы и места их оказания.
Общие цели любой индивидуальной программы ранней помощи – улучшение функционирования ребенка в повседневной жизни, развитие навыков коммуникации, необходимых в социальном взаимодействии, улучшение качества жизни ребенка и всей семьи.
Индивидуальная программа составляется в период не более 1 месяца с момента принятия решения о включении семьи и ребенка в программу. В индивидуальной программе указывается дата её составления и дата следующего пересмотра. При долгосрочной индивидуальной программе (более 1 года) она пересматривается и дорабатывается как минимум 1 раз в 6 месяцев или чаще по необходимости.
Программа помощи состоит из описания актуальных для ребенка конкретных навыков повседневной жизни, которые он может освоить в определенный промежуток времени, с указанием необходимых действий и средств поддержки со стороны родителей/заботящихся взрослых, специалистов.
Например: Желая получить объект, помощь или желая поделиться, отказаться Ваня будет использовать вместе жест, глазной контакт и слова (вокализацию) в 4 случаях из 5 с мамой дома и с психологом на занятиях 3 занятия подряд. Взрослый каждый раз сначала дожидается от Вани сигналов, если нужно, оказывает поддержку в виде подсказки (указательный жест, жесты «открой», «все», «еще» + слово) и сразу совершает необходимое действие (дает, открывает, помогает, прекращает).
Для поддержки родителей в реализации ИПРП в их естественной домашней среде семья и специалисты встречаются в специально подготовленном пространстве службы ранней помощи 1-2 раза в неделю. Основные виды услуг, которые семья получает в рамках ИПРП – «Совместная активность специалиста с ребенком и семьей» и «Консультирование родителей», проводимые последовательно за одну встречу в течение 45 минут. Важной услугой ИПРП является также адаптация и настройка вспомогательных технических средств, используемых ребенком, консультирование родителей по вопросам адаптации и использования вспомогательных технических средств в естественных жизненных ситуациях. На определенном этапе реализации индивидуальной программы ранней помощи для большинства детей и семей становится актуальной услуга «Поддержка социализации ребенка» – групповая активность с детьми и их родителями. В зависимости от задач в службах существуют разные групповые программы: «Лекотека», «Родители и дети. Первый год жизни», «Клубы для семей с детьми» и др.
Достижение поставленных в программе целей регулярно проверяется, достигнутые цели отмечаются в виде устойчивых навыков, используемых детьми каждый день, после чего специалисты и родители формулируют новые цели.
Общая продолжительность реализации ИПРП зависит от потребности семьи и может достигать 2-3 лет. После достижения ребенком возраста 3 лет, он переходит из программы ранней помощи в детский сад или начинает пользоваться сервисами для детей дошкольного возраста.