ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИЛИ АБИЛИТАЦИИ МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ НЕСТАЦИОНАРНОГО СОЦИАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

 

Краевое государственное казенное учреждение социального обслуживания 

«Ресурсно-методический центр»

Отделение развития социальных технологий

 

ПРОГРАММА

социальной реабилитации или абилитации молодых инвалидов с умственной отсталостью в условиях нестационарного социального учреждения

 

Красноярск 2016

 

1.     Актуальность и организационные формы реализации программы

Актуальность разработки программы комплексной реабилитации или абилитации молодых инвалидов с умственной отсталостью в условиях нестационарного учреждения социального обслуживания (далее Программа) обусловлена необходимостью реализации гарантированного права каждого человека с инвалидностью на получение комплекса реабилитационно-абилитационных услуг независимо от места проживания, тяжести течения и нозологического вида инвалидизирующего заболевания. С ратификацией Конвенции о правах инвалидов государство берет на себя обязательства по обеспечению права всех инвалидов жить в обычных местах проживания по их выбору, права свободного доступа к услугам, оказываемым по месту проживания, включая персональную помощь для поддержания приемлемого образа жизни и исключения изоляции от общества. Реализация этих гарантированных обязательств для инвалидов с детства после 18 лет требует переоценки региональной системы социальной защиты в сторону приоритетности семейных форм воспитания и проживания над интернатными.

Силами некоммерческих организаций и родительских объединений в крае разрабатываются и распространяются эффективные и нравственные методы воспитания, обучения, сопровождаемого проживания и трудовой занятости молодых инвалидов, но создание таких альтернативных форм работы не должно заменить последовательную, взвешенную и конструктивную деятельность государственных структур в этом направлении.

Важными факторами, определяющими успешность социализации молодых инвалидов, является комплексность, цикличность и непрерывность абилитационных мероприятий, начинающихся с ранней помощи как системы межведомственного взаимодействия учреждений здравоохранения и социального обслуживания. Следующий этап включает систему коррекционно-развивающего дошкольного воспитания, дополняемого программами досуга, адаптивного спорта (включая летний отдых). Школьное обучение детей-инвалидов по специальным индивидуальным или общим программам все еще остается проблемным, несмотря на разнообразие форм его предоставления: интегрированное, инклюзивное, надомное, дистанционное, экстернат. Значительная часть детей с выраженными умственными нарушениями не может обучаться совсем. Такие дети остаются проживать в семьях пока живы родители или направляются в стационарные учреждения социального обслуживания. Альтернативы подобным учреждениям в нашей стране практически не существует, так как система поддерживаемого независимого проживания только начинает формироваться в государственной системе социального обслуживания (гг. Москва, Санкт-Петербург, Владимирская, Пензенская обл. и др.) Описание: http://www.invalid24.ru/bitrix/images/1.gif [1].

Получение профессионального образования и трудовая занятость для представителей данной категории молодых инвалидов также сопряжены со значительными трудностями по причине недостаточности нормативно-правовой базы, организационных моделей и кадрового потенциала.

В условиях недостатка внешнего ресурсного обеспечения учреждений социального обслуживания, эффективной технологией системной психолого-педагогической помощи и поддержки, социальной адаптации и интеграции неорганизованных молодых людей с умственной отсталостью, проживающих в семьях, является организация работы групп кратковременного дневного пребывания на базе учреждений социального обслуживания по месту жительства.

В рамках функционирования группы реализуются мероприятия, развивающие навыки самообслуживания и поведения в общественных местах, пользования городской и транспортной инфраструктурой, психоэмоциональную сферу, познавательные потребности, коммуникативные и двигательные способности, внимание, память.

2. Цель и задачи Программы

Настоящая Программа рассчитана на инвалидов в возрасте от 18 до 35 лет с умственной отсталостью и психическими расстройствами без грубых и опасных нарушений поведения и острой психической соматики, способных к обучению элементарным навыкам самообслуживания и общественно-полезной деятельности. Длительность реализации Программы зависит от нозологии и тяжести течения инвалидности, а также от индивидуальных особенностей личности инвалида. В Программу включены мероприятия по социально-средовой, социально-бытовой, психолого-педагогической, физкультурно-оздоровительной и социокультурной реабилитации. Важной составляющей Программы является раздел по включению родителей в процесс адаптации инвалидов как равноправных его субъектов.

Комплекс методических приемов по реализации Программы включает показ, разъяснение, беседу, сюжетно-ролевые и динамичные  игры, экскурсии, театрализованный спектакль, тренинг, трудотерапию, наблюдение, эксперимент. При необходимости можно использовать другие приемы.

Цель Программы: выработка и закрепление навыков у инвалидов с умственной отсталостью к возможному независимому проживанию и доступной общественно-полезной деятельности.

Задачи:

1.Создать благоприятные условия для пребывания инвалида в коллективе в условиях учреждения социального обслуживания.

2.Способствовать развитию имеющихся личностных качеств для успешной социализации.

3.Содействовать развитию партнерских отношений с семьями инвалидов с целью активного вовлечения их в реабилитационный процесс.

При разработке Программы не преследовалась цель описания детальных планов проведения разного вида реабилитационных или абилитационных мероприятий, описание которых легко найти в свободном доступе в интернете. Настоящая Программа призвана, в первую очередь, сформировать у специалистов структурно-системный подход к решению проблем молодых инвалидов с интеллектуальными нарушениями.

3. Общая характеристика целевой группы Программы

3.1. Понятие умственной отсталости, ее формы и основные причины

Международная классификация болезней (МКБ-10) определяет умственную отсталость как состояние задержанного или неполного умственного развития, которое характеризуется снижением навыков, определяющих общий уровень интеллекта, т.е. познавательных способностей, языка, моторики, социальной дееспособности  Описание: http://www.invalid24.ru/bitrix/images/1.gif [2]. Умственная отсталость может возникнуть на фоне психических или физических нарушений организма, наследственных заболеваний, влияния патогенных факторов, воздействующих на плод в период перинатального, натального и постнатального развития. В период родов патогенными факторами являются родовые травмы мозга. В период после родов умственная отсталость может быть вызвана нейроинфекциями. Реже ее причиной могут быть черепно-мозговые травмы, интоксикации.

Существуют разные подходы в классификации состояний умственной отсталости. Наиболее распространенной клинической классификацией является разделение умственной отсталости по степени интеллектуального дефекта. Традиционно выделялось три степени умственной отсталости: дебильность, имбецильность и идиотия (табл. 1) .

Таблица 1

Классификация умственной отсталости по МКБ-10

 

Коэффициент интеллекта (IQ)

Международная система

Российская система

71 и выше

Норма

Норма

50-70

Незначительная умственная отсталость, затруднение в обучении

Дебильность

35-49

Умеренная умственная отсталость, трудности в обучении

Имбецильность

25-39

Тяжелая умственная отсталость, значительные трудности в обучении

Идиотия

20 и ниже

Глубокая умственная отсталость

 

Степень умственной отсталости обычно оценивается стандартизованными тестами, определяющими состояние пациента. Они могут быть дополнены шкалами, оценивающими социальную адаптацию в данной окружающей обстановке.

Следует отметить, что эти методики обеспечивают ориентировочное определение степени умственной отсталости. Диагноз будет также зависеть от общей оценки интеллектуального функционирования по выявленному уровню навыков Интеллектуальные способности и социальная адаптация со временем могут измениться.

Молодые люди с незначительной умственной отсталостью (дебильность), как правило, обучаются по программам специального коррекционного образования. Возможности получения профессиональной подготовки для них хотя и затруднительны, но вполне осуществимы. Они могут  трудоустраиваться в условиях открытого рынка труда незначительной профессиональной  квалификации, создавать семьи. Эти люди дееспособны, поэтому общество признает их способными отвечать за свои поступки перед законом, нести воинскую повинность, наследовать имущество, участвовать в выборах в органы управления и т.д.

Молодые люди с умеренной степенью умственной отсталости (имбецильность), как правило, не способны осваивать специальные образовательные программы. У них поражены как кора больших полушарий головного мозга, так и подкорковые образования. Эти нарушения выявляются в ранние периоды развития ребенка. В младенческом возрасте такие дети начинают позже держать головку, самостоятельно переворачиваться, сидеть, овладевают ходьбой после трех лет. Речь появляется к концу дошкольного возраста и представляет собой отдельные слова, редко фразы, часто нарушено звукопроизношение. Существенно страдает моторика, поэтому навыки самообслуживания формируются с трудом и в более поздние сроки. Познавательные возможности снижены, нарушены ощущения, восприятие, память, внимание, мышление. Основной чертой, характерной для лиц данной категории, является неспособность к самостоятельному понятийному мышлению. Имеющиеся понятия носят конкретный бытовой характер, диапазон их узок. Речевое развитие примитивно, собственная речь бедна, хотя понимание речи на бытовом уровне сохранно.

Молодые люди с умеренной степенью умственной отсталости признаются инвалидами детства. Они способны овладеть навыками общения, социально-бытовыми навыками, грамотой, счетом, некоторыми сведениями об окружающем мире, научиться какому-либо ремеслу. В то же время они не могут вести самостоятельный образ жизни, нуждаются в опеке. Они способны выполнять простой труд, брать на дом работу, не требующую квалифицированного труда (склеивание конвертов, коробок и т. д.), хорошо справляются с сельскохозяйственными работами, что доставляет им радость, давая возможность самореализоваться.

Идиотия — тяжелая степень умственной отсталости. Диагностика этих грубых нарушений возможна уже на первом году жизни ребенка. Среди многочисленных признаков особо выделяются нарушения статических и моторных функций: задержка в проявлении дифференцированной эмоциональной реакции, неадекватная реакция на окружение, позднее появление навыков стояния, ходьбы, относительно позднее появление лепета и первых слов, слабый интерес к окружающим объектам и игре. У взрослых резко нарушены процессы памяти, восприятия, внимания, мышления, снижены пороги чувствительности. Им недоступно осмысление окружающего, речь развивается крайне медленно и ограниченно или не развивается вообще. Наблюдаются тяжелые нарушения моторики, координации движений, пространственной ориентировки. Часто эти нарушения вынуждают к ведению лежачего образа жизни. Медленно и трудно формируются элементарные навыки самообслуживания.Эмоциональная сфера примитивная, проявление эмоций сводится к двум состояниям – неудовлетворенность и удовлетворение. Логическое мышление отсутствует, двигательная моторика угловатая, нецеленаправленная, предпочитают сидеть в стандартной позе, раскачиваясь, как маятник. Но они так же, как и все остальные, способны развиваться и могут научиться частично обслуживать себя, овладеть навыками общения (речевым или безречевым), расширять свои представления об окружающем мире.

 

3.2 Целевая группа Программы

 

Объектом реализации настоящей Программы являются молодые люди с умеренной умственной отсталостью, социальная адаптация и приемлемая интеграция которых возможна (п.2 Программы). К объекту Программы и одновременно в качестве полноправных субъектов ее реализации относятся родители, другие члены ближайшего окружения инвалида (братья, сестры, дедушки, бабушки), т.к. социальная адаптация молодых инвалидов в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в их физическом и духовном становлении, правильности воспитательных воздействий. В связи с этим необходимо проводить целенаправленную работу с семьями. Эта работа должна включать выявление наиболее трудных в психологическом плане моментов в жизни семей, оказание консультативной и практической помощи. Родители должны поверить в свои силы и активно совместно со специалистами решать проблемы своих повзрослевших детей.

 

4.Виды и последовательность реализации мероприятий Программы

 

Реализация Программы проводится поэтапно и начинается с проведения диагностики, основной целью которой является определение наиболее развитых функций инвалида для последующего подбора индивидуального комплекса абилитационно-реабилитационных мероприятий (табл.2). При проведении диагностики полями исследования являются:

· ·реабилитационный потенциал семьи;

· ·личностные мотивации и жизненные установки молодого инвалида;

· ·степень развитости коммуникативных и мыслительных способностей, социально-бытовых навыков, социально-средовой ориентации;

· ·двигательная активность.

 4.1. Диагностика

Таблица 2

Вид

Содержание

Методические приемы проведения

Первичная диагностика

Личное знакомство и установление контакта с инвалидом, изучение основных ограничений и особенностей протекания инвалидизирующего заболевания, оценка реабилитационного потенциала семьи (экономическое положение, условия проживания, информационная культура и т.п.).

Наблюдение, беседа, опрос, анкетирование,  изучение медицинских документов, заключений, результатов обследования и т.д.

Психологическое обследование

Углубленное изучение личности инвалида, мотивационной направленности и ценностной ориентации, речевой и мыслительной деятельности для последующей психо-коррекционной работы.

Опрос, тестирование, наблюдение.

Педагогическое обследование

Выявление коммуникативных способностей, навыков самообслуживания и личной гигиены, способности ориентации в пространстве, возможность самостоятельного передвижения. Определение  показателей умственной отсталости (IQ), социальной  компетентности.

Тестирование, эксперимент, наблюдение, опрос, анкетирование (в том числе родителей).

Обследование двигательной сферы активности

Способность ходить, степень гиподинамии или гиперкинезии, оценка координации, произвольные и непроизвольные движения.

Тестирование, наблюдение, эксперимент

 

Первичная диагностика проводится индивидуально и начинается со знакомства с семьей, в которой проживает инвалид. Все сведения о родителях, других членов семьи, условиях проживания, социально-экономическом положении, эмоционально-психологическом климате заносятся в карту клиента, которая в обязательном порядке заводится специалистом учреждения социального обслуживания (приложение 1).

Психологическое обследование проводится индивидуально до и после реабилитационных мероприятий. До проведения мероприятий выявляются индивидуальные особенности и потенциальные возможности личности индивида, после – для оценки эффективности проведенных мероприятий. При проведении обследования исследуются:

· ·внимание, зрительное и зрительно-пространственное восприятие (узнавание реальных объектов, узнавание составных фигур);

· ·цветовое восприятие: (название цветов; подбор оттенков по эталону);

· ·речь: (спонтанная речь — беседа, автоматизированная речь — цифровой ряд от 1 до 10, дни недели , месяцы года), название предметов по картинкам;

· ·память: память на образы — необходимо запомнить как можно больше картинок, кратковременная память — запоминание серии слов, пересказ прочитанного;

· ·интеллект: понимание смысла рассказов, понимание сюжетных картинок, подбор аналогий, трактовка пословиц, классификация предметных изображений.

Педагогическое обследование может проводиться как индивидуально, так и в группе. При этом выявляются:

· ·умения и навыки самообслуживания;

· ·способность общения в группе;

· ·способность к продуктивной деятельности и профориентация.

Обследование двигательной активности проводится индивидуально и в группе, оценивается:

·     общее физическое развитие;

·     координация и точность движений;

·     состояние мелкой и крупной моторики;

·     величина приемлемой физической нагрузки.  

Длительность диагностического этапа может колебаться от нескольких дней до 2-3-х месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей инвалида. Весь диагностический материал заносится в индивидуальные карты комплексной реабилитации, в которой отражается также динамика изменений диагностируемых показателей за определенные промежутки времени, и, в обязательном порядке, приводятся подробные рекомендации для развития социально-значимых навыков и умений, необходимых для успешной интеграции в социум. 

4.2. Социально-психологическая реабилитация

Мероприятия по социально-психологической реабилитации и абилитации позволяют создать условия для развития у молодых людей с инвалидностью понимания собственной идентичности, способствуют развитию когнитивных, коммуникативных и творческих способностей, моторной координации, преодолению поведенческих и эмоциональных нарушений, переживаний собственного дефекта. Групповые занятия и тренинги способствуют формированию чувства взаимопомощи,  милосердия, ответственности, способности к социальному взаимодействию (табл.3).

Таблица 3

 

Тематический план

Содержание занятий

Эстетотерапия

Лепка, изготовление кукол, аппликация.

Сказкотерапия

Прослушивание  сказок, пересказ, выделение морали, проигрывание (полностью или отрывочно).

Арт-терапевтические техники

Песочная терапия, рисование, пластилино-лепка, музыко-терапия и т.п.

Тренинговые занятия, психологические игры, творческие уроки.

Преодоление чувства застенчивости, тревожности, агрессии и конфликтности

Гендерные игры

«Полоролевая идентичность, отношение с противоположным полом

Тренинговые занятия: развитие познавательной сферы, мышления, речи, воображения, памяти, внимания

Работа с составными фигурами, дорисовка незаконченного изображения, отгадывание загадок, заучивание стихов

 

Групповые  сеансы в сенсорной комнате.

Среда сенсорной комнаты положительно стимулирует органы зрения, слуха, осязания, вестибулярный аппарат. Тихая приятная музыка, удобные кресла, специальное освещение способствуют расслаблению, релаксации и душевному покою. Занятия в сенсорной комнате направлены на снятие нервно-психического и мышечного напряжения, улучшение эмоционального состояния, стимулирование сенсорной чувствительности. Занятия проводятся небольшими группами по 3-5 человек 40-45 минут.

4.3. Социально-бытовая реабилитация

Социально-бытовая реабилитация является основой для подготовки человека с интеллектуальными и психическими нарушениями к независимой жизни. Социально-бытовые адаптационные мероприятия формируют у них культурно-гигиенические навыки самообслуживания и представления о себе и своем месте в микро — мезо и макро социуме. По мере реализации мероприятий вырабатываются и закрепляются навыки использования и безопасного поведения в жилой, транспортной, городской среде, формируются представления о правильном поведении в обычной и экстремальной ситуациях: при встрече с чужим человеком, с незнакомым животным, в местах большого скопления людей.

Таблица 4

Тематический план

Содержание занятий

Гигиена тела и здоровье

Режим дня, утренний и вечерний туалет, уход за кожей, волосами, ногтями, зарядка, закаливание. Средства гигиены

Уход  за одеждой, обувью

Понятие сезонной одежды и обуви, повседневная и праздничная  одежда, стирка ручная и машинная, чистка верхней одежды и обуви.

Ремонт одежды и обуви

Все виды ремонта, штопка, наложение заплаты, пришивание пуговиц. Предметы для ремонта одежды: иголка, нитки, ножницы. Обучение навыкам обращения и техника безопасности при работе с иглой и ножницами.

Уборка помещений

Моющие средства, назначение правила обращения, уборочный инвентарь,  виды мебели, чистка мебели и ковров, практика работы с пылесосом.

Уход за комнатными растениями

Виды растений, полив, мытье, пересадка

Приобретение продуктов.

Экскурсия в магазин, выбор продуктов. Расчет стоимости продуктов, касса, кассир, чек.

Культура питания

Полезные продукты. Столовые приборы, сервировка стола, культура потребления пищи. Оборудование кухни, меры безопасности на кухне.

Технология приготовления простых блюд

Бутерброды

Виды, необходимые продукты. Мастер класс по приготовлению. 

Салаты

Салаты: овощные, рыбные, мясные, технология приготовления. 

Первые блюда

Разновидности блюд: суп, борщ, щи, уха, технология приготовления.

Вторые блюда

Классификация блюд: блюда из мяса, птицы, рыбы, гарниры, технология приготовления

Напитки

Горячие напитки: чай, кофе; холодные напитки: соки, лимонад и т.д.

Конкурс

«Лучший кулинар». Самостоятельное приготовление любого блюда.

 

4.4. Социально-педагогическая реабилитация

В современной педагогике и психологии сложилось разделение психических и мыслительных процессов на три основные подсистемы: когнитивную, регулятивную и коммуникативную. Когнитивная подсистема включает процессы, обеспечивающие познание внешней среды, ориентировку в ней. Регулятивная — отвечает за построение и регуляцию деятельности и поведения и коммуникативная — включает процессы, обеспечивающие коммуникацию и взаимодействие между людьми. Все эти три составляющие у инвалидов с умственной отсталостью нарушены. Поэтому основными задачами социально-педагогической реабилитации в условиях учреждения социального обслуживания является организация и проведение мероприятий, направленных на развитие: а) ощущения, б) восприятия, в) памяти, г) мышления, д) воображения, е) внимания

Основной формой реализации этих мероприятий является организация и проведение коррекционно-развивающих занятий. Представители целевой группы, в основной своей массе, по заключению психолого-медико- педагогической комиссии не обучаемы по школьным учебным программам, но им вполне по силам освоить содержание коррекционно-развивающих занятий в учреждениях социального обслуживания. Специалисты учреждений в свободном доступе без труда могут отыскать готовые конспекты занятий по выбранной тематике (табл. 5).

 

Таблица 5

Тематический план

Вид и содержание занятий

Развитие восприятия и формирование представления о различных внешних свойствах предметов.

Все виды арт-терапии, сюжетные и ролевые игры.

 

Развитие памяти и внимания

Тактильные упражнения, сортировка по цвету, форме, величине.

Развитие мелкой моторики, тренировка активных движений рук и кистей

Рисование, лепка, работа с сыпучим материалом, захват и удержание предметов разной величины, соотношение предметов.

Развитие эстетического восприятия.

Куклотерапия, бисероплетение, лоскутная техника.

Развитие зрительного восприятия и зрительного внимания

Пазлы, выкладывание изображений предметов, работа по подражанию действиям взрослого по образцу и речевой инструкции.

 

Общими дидактическими принципами организации коррекционных занятий являются:

·     использование игровых методов и приемов работы, включающих соревновательный элемент, систему «штрафов» и поощрений. Принцип соревновательности способствует воспитанию организованности, собранности действий и ответственности за результат индивидуальной или командной работы. Поощрением может служить «звездочка», а штрафом – «ворона» («ловил ворон», т.е. был невнимательным, часто отвлекался и т.п.);

·     сменяемость одного вида деятельности  другим. Чередование подвижных и малоподвижных заданий, устных и письменных форм работы,  проведение  шутливых разминок ;

·     ·дополнение развивающих занятий различными культурно-досуговыми мероприятиями, приуроченными к праздничным и памятным датам.

В зависимости от индивидуальной нуждаемости необходимо проводить логопедическую коррекцию, в том числе с помощью аппарата Лого-БОС, а также работу по профориентации и подготовке к различным видам труда. Особо следует выделить значимость обучения представителей целевой группы Программы основам компьютерной грамотности (табл.6).

Таблица 6

Тематический план

Содержание занятий

Мой друг – компьютер

Назначение основных устройств  компьютера. Техника безопасности при работе на компьютере. Усвоение навыков работы с мышью.

Простые графические программы (PAINT)

Создание рисунков, построение графических объектов, преобразование рисунка.

Компьютерные игры

Последовательность запуска игровых приложений, правила игры, выход из игры.

 

Анализ многочисленных публикаций об опыте коррекционной работы с инвалидами с умственной отсталостью позволяет делать выводы о том, что обучение основам компьютерной грамотности помогает в коррекции отдельных проблем, таких, как выработка произвольного внимания, развитие творческой активности или осознание собственных ошибок. Однако главную роль в этом играет не специфика работы на компьютере, а живой интерес к этому виду деятельности. Что касается успехов в овладении компьютерными программами, то они незначительны. Объясняется это просто: компьютер – хоть и «умный», но все же только инструмент, эффективность которого напрямую зависит от интеллекта того, кто им пользуется. Описание: http://www.invalid24.ru/bitrix/images/1.gif [3]

Определенный положительный опыт по использованию некоторых компьютерных технологий в развитии молодых людей с ментальными нарушениями накоплен в МБУ «Комплексный центр социального обслуживания Краснотуранского района»  Описание: http://www.invalid24.ru/bitrix/images/1.gif [4].

Отдельное место среди компьютерных игр занимают “социальные” компьютерные игры, моделирующие ситуации в магазине, метро, на улице и т.д., что позволяет инвалиду адаптироваться к той или иной незнакомой жизненной ситуации.

 4.5. Социально-средовая реабилитация

Таблица 7

Тематический план

 

Содержание занятий

Знакомство

Рассказ о себе: Ф.И.О., сколько лет, кто родители, где я живу, чем увлекаюсь, что я люблю и не люблю.

Знакомство с учреждением и другими членами группы

 

Экскурсия по учреждению, знакомство с правилами пребывания, знакомство со сверстниками. Правила поведения в группе. Внешний вид человека, правила этикета.

Полоролевое поведение

Мужчина, женщина, гендерные роли, отличие, семья. Дружба, любовь.

Экономика

 

Деньги, продукция, торговля, товары, выбор товара, оплата покупки. Правила поведения в магазине, кафе, столовой. Понятие источников  дохода, заработная плата, пенсии.

Труд в жизни человека

 Виды труда (физический, умственный, творческий). Влияние труда на жизнь человека.

Городская (сельская) среда проживания

 

Экскурсия городу (селу). Знакомство с местными  достопримечательностями, понятие жилой и промышленной зоны, понятие об экологии. Название улиц, адрес проживания.   

Транспортная среда

Навыки ориентации на местности, виды транспорта, автобусные маршруты, плата за проезд. Как просить показать дорогу до нужного объекта. Поездка в автобусе с сопровождающим.

Пользование  бытовой техникой

Виды и назначение бытовой техники. Правило безопасности при использовании бытовой техники. Мобильный телефон, домофон. Срочные звонки: скорая помощь, пожарная часть, МЧС

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.6. Реабилитация методами адаптивной физической культуры и спорта

Физические упражнения способствуют развитию у молодых людей умственных способностей, восприятия, мышления, внимания, пространственных и временных представлений. Нормальное двигательное развитие способствует активизации психики и речи, которые, в свою очередь, стимулируют становление двигательных функций, связи между развитием мелких мышц, движениями руки и речью.

Таблица 8

Тематический план

Содержание

Развитие общей и мелкой моторики

 

Растяжение, самомассаж, пальчиковая гимнастика, «Су-Джок» — терапия (воздействие на биологические активные точки).

Укрепление ослабленных мышц и стимуля­ция двигательных функций.

Занятия на тренажерах, упражнения с мячом, подвижные игры

Занятия по координации движений и формированию пространственной ориентации

 

Упражнения с мячом, метание дротиков в мишень,  тренировки равновесия, совершенствование ритма движений на сочетании  движений разного характера, упражнения с предметами в режиме лазанья.  

Приемы по исправлению косолапости и плоскостопия

Упражнения для стопы ног, ходьба на пятках и носках, ходьба по «камням»,  катание ногами круглых предметов, игра в футбол.

 

4.7.Уроки полового воспитания

По мере взросления человека, в том числе с умственной отсталостью, его гормоны заявляют о себе, вызывая разнообразные физиологические изменения. Недостаточное половое воспитание умственно отсталых приводит к тому, что часть из них, после 18 лет, сталкиваются с проблемами: накопления нежелательного сексуального опыта, образцами жестокости, гомосексуальности, мужской проституции. Умственно отсталые девушки часто становятся предметом сексуального домогательства, у них выше уровень инфекций и беременностей по сравнению с нормой.

Занятий по половому воспитанию умственно отсталых молодых людей может включать  следующую примерную тематику:

Таблица 9

Тематический план

Содержание

Понятие различных полов в природе «Я-мужчина»; «Я– женщина». «Продолжение рода, вида в природе»

Показ картинок, изображение  фигур мужчины и женщины, «обрисовка» образов бесполых фигур на бумаге.

Сравнение своего пола и противоположного: «Чем мы похожи, чем отличаемся»

Показ картинок, беседа, особенности одежды и поведения  юношей и девушек.

Правила гигиены, болезни, передаваемые половым путем

Беседа, моделирование ситуации (отдельно для юношей и девушек) 

Мы растем и меняемся: «Каким я стану»

Показ кукол, картинок  разного пола и возраста

Правила сексуального поведения юношей и девушек, ошибки и  их последствия.

Беседа, моделирование ситуации, показ учебных роликов.

Формы совместного проживания и культуры интимно-личностного взаимодействия.

Беседа, показ роликов, ролевая игра.

 

4.8. Работа с родителями (законными представителями) молодых инвалидов

Молодых инвалидов с умственной отсталостью можно смело отнести к одной из самых социально уязвимых категорий. Они практически не имеют возможности получить профессиональное образование и трудоустроиться даже в условиях закрытого рынка труда (специализированные предприятия ВОИ). Комплексное социальное сопровождение для них только начинает приобретать некоторые организационные формы, да и то, в основном, при активном содействии родительских объединений. Отношения между родителями и повзрослевшими детьми укладываются в рамки опеки и покровительства. Практически все семьи, в которых проживают молодые инвалиды, характеризуются определенными общими признаками:

·     родители испытывают нервно-психическую и физическую нагрузку, усталость, напряжение, тревогу и неуверенность в отношении будущего своего повзрослевшего ребенка;

·     длительные затяжные реакции на стресс приводят к развитию в семье неблагоприятной внутрисемейной психологической атмосферы, межличностным конфликтам;

·     личностные проявления и поведение ребенка не отвечают ожиданиям родителей, и, как следствие, вызывают у них раздражение, горечь, неудовлетворенность; 

·     социальный статус семьи снижается, возникающие проблемы затрагивают не только внутрисемейные взаимоотношения, но и приводят к изменениям в ее ближайшем окружении. Из-за скрытости и стеснительности дефектов ребенка круг вне семейного функционирования сужается; 

·     интересы семьи сосредоточены на инвалиде. Мать, занятая его воспитанием, зачастую становится  формальным лидером в семье, что неадекватно воспринимается другими ее членами.  

Для самих молодых людей с умственными и психическими дефектами  присуще такие особенности как:

·     неумение общаться, трудности контактирования со сверстниками и взрослыми, недоверие и отстраненность от общества;

·     нарушение в развитии чувственной сферы, низкий уровень социального интеллекта;

·     недоразвитие и недопонимание ответственности за свои действия и  поступки;

·     несформированность планов на будущую жизнь, наличие потребности на удовлетворение сиюминутных желаний и потребностей.

Частично перечисленные особенности семей сглаживаются на фоне создания единого информационного пространства по проблемам инвалидов и их семей в широком контексте (информационный портал РИАС, публикации в средствах массовой информации, теле — и радиопередачи и т.п.). Но до приемлемой нормализации жизнедеятельности семей этого явно недостаточно. Они нуждаются в длительной психо-коррекционной, просветительской, обучающей работе специалистов, целью которой должно стать формирование помогающего адекватного и компетентного поведения родителей в отношении своего ребенка на протяжении всей его жизни.

Организация работы с семьями молодых инвалидов  предполагает реализацию следующих задач:

·     обучение родителей специальным коррекционным, развивающим и воспитательным приемам, необходимым для занятий с инвалидом дома;

·     коррекция адекватного отношения к инвалиду в семье: исключение гиперопеки, минимизации или отрицания наличия проблем у своего повзрослевшего ребенка;

·     формирование адекватной созидательной позиции родителей к будущему молодого инвалида.

Родители взрослых инвалидов, в своем большинстве, смогли «проработать» свое горе, приняли ребенка таким, каким он есть, но их беспокоит, как он будет жить после их кончины. По достижении 18 летнего возраста родителям, (другим членам семьи) необходимо оформить опеку над детьми. Процедура эта достаточно длительная и требует предварительной подготовки к ее осуществлению, поэтому одним из важнейшим блоков работы с родителями является правовое консультирование.

По мере взросления ребенка с умственной отсталостью сформированные родительские реабилитационно-абилитационные компетентности должны также динамично меняться, чтобы соответствовать его возрастным изменениям. Непрерывность и последовательность должны стать ведущими принципами работы с семьями молодых инвалидов. Формы работы определяются специалистом и могут быть как индивидуальными так и групповыми:

·     семинары, работа которых строится по определённой программе и включает как теоретические аспекты, так и практическую часть. Участники семинаров делятся опытом, задают специалистам интересующие вопросы. Итогом работы каждого семинара является обратная связь, во время которой участники делятся мыслями об использовании и применении полученной информацией;

·     тренинги для поддержки психологического здоровья и благоприятного климата в семье с целью конструктивного влияния на молодого человека с инвалидностью; 

·     родительский клуб для налаживания дружеских контактов, приобретения дополнительных межсемейных связей.

Примерный план работы с родителями

Таблица 10

Тематический раздел

Содержание

Форма

Правовое просвещение родителей

Действующее законодательство в  социальной защите инвалидов.

Оформление опекунства.

Меры социальной поддержки семьям  инвалидов. Пенсия инвалиду.

Реализация права на медицинского обслуживание, социальную  адаптацию, профессиональную реабилитацию. 

Семинары, индивид. Консультирование

Медицинское просвещение

Основные причины и виды умственных нарушений.

Прогноз в развитии диагноза.

Первая помощь при острых приступах заболевания.

Доступные медицинские процедуры и манипуляции, выполняемы в домашних условиях.

Современные способы лечения инвалидизирующего заболевания 

Семинары, лектории, индивидуальное консультирование

Психо-коррекционная работа

Психологическая помощь и поддержка родителей .

Снятие психо-эмоционального напряжения

Коррекция неадекватных реакций.

Тренинги, лекторий, индивидуальное консультирование

Формирование педагогических компетенций

Трансляция положительного опыта разных семей.

Знакомство и обучение родителей  созданию непрерывной развивающей среды на дому.

Организация обучения трудовым навыкам и приемам на дому. 

Мастер-класс, лекторий, семинары

Развитие социальной активности семьи 

Сотрудничество с общественными  родительскими объединениями.

Привлечение родителей к организации совместных культурных и спортивных мероприятий.

Участие в проектной грантовой и конкурсной деятельности 

Родительский клуб, общественные объединения родителей

 

Заключение

По мере взросления ребенка-инвалида с  умственной отсталостью вопросы их взрослой жизни становятся все более острыми. Родителей и специалистов волнует:

·     где, как и с кем будет жить повзрослевший ребенок, когда не будет родителей;

·     будет ли он получать ту же помощь, что получал в домашних условиях;

·     сможет ли реализовать потенциал социальной активности, заложенный специалистами и родителями, начиная с детского возраста.

Поиск ответов на эти вопросы вызывает необходимость построения альтернативных домам-интернатам моделей проживания повзрослевших детей. Следует отметить, что выбор здесь  невелик. Помещение молодого инвалида в интернатные условия, по сути, перечеркивает коррекционную  работу специалистов и семьи, направленную на социальную адаптацию и интеграцию, негативно меняет условия его жизни и всю ситуацию социального развития. Существует еще несколько менее распространенных способов жизнеустройства молодых инвалидов, помимо проживания в семье, но все они нуждаются в доработке нормативно-законодательной базы. Это патронатные семьи, заключение договоров ренты с пожизненным иждивением и социальные квартиры. 

Анализ опыта работы других субъектов территории РФ (гг. Москва, Пермь, Саратов, Владимир, Санкт-Петербург и др.) доказывает эффективность функционирования моделей сопровождаемого проживания, внедрение которых проводится поэтапно (рис1).

 

Модель сопровождаемого проживания молодых инвалидов.

модель.JPG

 

Рис. 1 Схема этапов подготовки к сопровождаемому проживанию

Начальной стадией подготовки к сопровождаемому проживанию можно считать группы краткосрочного пребывания молодых инвалидов  в «шаговой доступности» в условиях муниципальных комплексных центров социального обслуживания населения, алгоритм функционирования которых изложен в настоящей программе.

Более сложной и эффективный технологией формирования социально-бытовых навыков для самостоятельного проживания является «учебно-тренировочная «квартира», функционирующая как специализированное отделение социального учреждения. В условиях тренировочной квартиры происходит полное «погружение» индивида в смоделированные бытовые ситуации, что, в конечном итоге, приводит к выработке и последующему закреплению знаний и опыта по преодолению разных жизненно важных «внутренних» и «внешних» барьеров. Функции обучения и закрепления эффективно дополняются выработкой у инвалидов трудовых навыков при изготовлении предметов обихода, конвертов, коробок и т.п. К настоящему времени накоплен достаточный практический опыт и методическое обоснование функционирования учебно-тренировочных квартир в Красноярском крае (МБУ «Городской реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями Радуга»).

После выработки и закрепления навыков и мотивации к самостоятельному проживанию, общению и расширению собственной социальной сети и социальной адаптации (полной или частичной) можно переходить к следующей стадии сопровождаемого проживания — проживание в условиях постоянного социального сопровождения в квартирах, приобретаемых в собственность или на условиях аренды (в некоторых территориях с помощью родителей, благотворителей, спонсоров), в отдельных комнатах в стационарных учреждениях социального обслуживания, социальных общежитиях. Проживание в условиях постоянного социального сопровождения включает бытовую, досуговую и социально-коммуникативную деятельность в реальном режиме: утром и днем – работа; вечером и в выходные – досуг. при круглосуточном присутствии специалистов.

Успешно освоившие первый и второй этапы подготовки к самостоятельной жизни могут проживать в условиях периодического сопровождения. Организация такого проживания может осуществляться в различных организационных и содержательных формах: социальные квартиры, интернаты малой вместимости, социальные деревни. Организация разных форм проживания требует более детальной законодательной проработки, конкретных методов работы с общественностью и родителями, финансовых вложений.

Описание: http://www.invalid24.ru/bitrix/images/fileman/htmledit2/break_page.gif

Описание: http://www.invalid24.ru/bitrix/images/1.gif [1] chromeextension://mhjfbmdgcfjbbpaeojofohoefgiehjai/index.html

Описание: http://www.invalid24.ru/bitrix/images/1.gif [2] http://znaniemed.ru/мкб/f70-f79

Описание: http://www.invalid24.ru/bitrix/images/1.gif [3] http://neinvalid.ru/nauchilichtodalsheobobrazovaniideteysmentalnyimiosobennostyami/

Описание: http://www.invalid24.ru/bitrix/images/1.gif [4] Энциклопедия социальных практик, методик, технологий реабилитации инвалидов в Красноярском крае //Серия метод. пособий, выпуск 11.С 174-184.-  Красноярск 2015 г. 

 

 

 

 

 
0

Автор публикации

не в сети 9 месяцев

Валерий Муравьев

0
Комментарии: 0Публикации: 7015Регистрация: 10-12-2018
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля