ПРОГРАММА социальной реабилитации или абилитации молодых инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях учреждения социального обслуживания нестационарного типа

Краевое государственное казенное учреждение социального обслуживания a

«Ресурсно-методический центр»

Отделение развития социальных технологий 

ПРОГРАММА

социальной реабилитации или абилитации молодых инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях  учреждения социального обслуживания нестационарного типа

Красноярск 2016

Введение

В настоящее время в Красноярском крае в структуре первичной инвалидности отмечается тенденция к увеличению численности инвалидов молодого возраста[1]. Но они практически не признаются специфической категорией молодежи, и их потенциал недостаточно задействован при решении вопросов молодежной и социальной политики. В связи с этим возникает необходимость выделения молодых инвалидов в отдельную категорию и разработку для них специальных программ реабилитации или абилитации, направленных  на формирование активной жизненной позиции и доступную  социальную  интеграцию.

Состав обозначенной категории граждан крайне неоднороден: от лиц практически нормально развивающихся, испытывающих вполне корректируемые трудности, до людей с необратимыми тяжелыми поражениями физиологических систем организма. Выраженный диапазон различий наблюдается не только во всей выделенной категории, но и в каждом входящем в нее нозологическом типе инвалидности.

Настоящая программа реабилитации или абилитации (далее Программа) нацелена, в первую очередь, на молодых людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА), с сохранным интеллектом, нуждающихся в психолого-педагогической помощи и поддержке для расширения социальных контактов и связей с целью последующей интеграции в социум.

В региональных статистических сводках по причинам первичной инвалидности нарушения ОДА и костно-мышечной системы занимают третье место после заболеваний сердечно-сосудистой системы и онкологических заболеваний[2]. Эта достаточно многочисленная категория молодых инвалидов неоднородна по составу, который определяется временем появления и видом дефекта, а также  тяжестью течения инвалидности.

Причины патологии ОДА различны: детский церебральный паралич (ДЦП), полиомиелит, врожденные аномалии и дефекты конечностей, приобретенные заболевания и повреждения органов движения, травмы мозга, системные заболевания конечностей  и скелета. При этом ведущее место все же принадлежит ДЦП, который является первопричиной поражения опорно-двигательного аппарата различной степени тяжести, а также интеллектуальных нарушений и изменений в работе внутренних органов. Изменение мышечного тонуса, парезы и параличи при ДЦП вызывают нарушение не только функции движения, но и ряд других важных физиологических функций организма: глотание, дыхание, пищеварение, обмен веществ и т.д.  

За последние годы ДЦП стал одним из наиболее распространенных системных заболеваний у детей. Частота его проявлений в РФ достигает в среднем 6 на 1000 новорожденных.[3]  Порядка 30-40 % детей с ДЦП имеют потенциально сохранный интеллект, однако развитие их идет в дефицитарных условиях, что сказывается на психическом развитии. Задержка психического развития встречается приблизительно у 50% детей с ДЦП и олигофрения имеет место у 20% детей с ДЦП. Но при всём этом нет прямой зависимости между выраженностью двигательных и психических нарушений.[4]

Основу активного образа жизни любого человека составляет движение и продуктивная деятельность. Комплексы  двигательных нарушений при ДЦП, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга, часто сочетаются с психическими и речевыми расстройствами, а также нарушениями функций других анализаторных систем, что в конечном итоге приводит к ограничению жизнедеятельности и социальной дезадаптации[5]. Освоение молодыми инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует средств и усилий всех социальных служб, в том числе специалистов учреждений социального обслуживания по месту проживания, т.е. в «шаговой доступности».

Цели и задачи Программы

Цель Программы: содействие в социальной адаптации и последующей интеграция молодых инвалидов с нарушением ОДА в социум.

Задачи:

1.Определить реабилитационный потенциал инвалида с нарушением ОДА.

2.Создать условия для развития и реализации индивидуальных способностей молодых людей с нарушением ОДА.

3.Повысить уровень компетентности специалистов и родителей в области социальной и профессиональной реабилитации инвалидов с нарушением ОДА.

4.Разработать систему взаимодействия семьи и специалистов учреждения социального обслуживания.

1.Особенности организации реабилитационного процесса инвалидов с нарушением ОДА

Потребности молодых инвалидов с ограничениями по заболеванию ОДА и с сохраненным интеллектом практически не отличаются от потребностей их сверстников не инвалидов. Это потребности в образовании, профессиональной подготовке и трудовой занятости, в социализации и взрослении через участие в социальных, культурных, политических и экономических событиях общества. Однако, в отличие от здоровых сверстников, эти потребности реализуются со значительными трудностями. Большая часть молодых людей, достигая юношеского возраста, имеет уровень образования ниже, чем их здоровые сверстники. Качество образования часто оказывается хуже. Иногда существуют ограничения в выборе направлений профессионального образования. В результате они оказываются в большей степени подвержены риску не найти работу, чем их здоровые сверстники.

В таких условиях проблема социальной мобильности[6] этих молодых людей становится наиболее актуальной, а создание гармоничного комфортного жизненного пространства, обеспечение доступности транспортной, городской, образовательной, культурной среды является одной из важнейших задач региональной социальной политики.

При всем разнообразии врожденных и приобретенных заболеваний и повреждений ОДА у большинства молодых инвалидов наблюдаются сходные проблемы. Ведущим в клинической картине является двигательный дефект, имеющий различную степень выраженности:

  • -тяжелая степень, при которой люди не овладевают навыками ходьбы и манипулятивной деятельностью, навыки самообслуживания не развиты или развиты очень слабо;
  • -средняя степень (наиболее многочисленная), при которой люди ходят, но передвигаются неуверенно, часто с помощью специальных ортопедических приспособлений: костылей, канадских палочек и т.д.). Навыки самообслуживания развиты не полностью из-за нарушений манипулятивной функции;
  • -легкая степень. Люди ходят самостоятельно, уверенно себя чувствуют и в помещении, и на улице; навыки самообслуживания сформированы, достаточно развита манипулятивная деятельность, но вместе с тем могут наблюдаться патологические позы, нарушения походки, насильственные движения и др.

По причине вынужденного малоподвижного образа жизни и, как следствие, дефицита общения и социальной активности у молодых людей отмечается личностная незрелость, которая выражается в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни. У них легко формируются иждивенческие установки, неспособность и нежелание к самостоятельной практической деятельности. Выраженные трудности социальной адаптации способствуют формированию таких черт личности как робость, застенчивость, неумение постоять за свои интересы. Это сочетается с повышенной чувствительностью, обидчивостью, впечатлительностью, замкнутостью. Все эти личностные особенности необходимо учитывать в организации работы в учреждении социального обслуживания. 

Социальная адаптация таких инвалидов возможна в условиях нестационарного учреждения социального обслуживания в форме организации формальной группы молодых людей, с которыми проводится регламентированные реабилитационно-абилитационные мероприятия. По причине использования различных технических средств для передвижения численность таких групп не должна превышать 5-6 человек. В учреждении должны создаваться максимально комфортные условия пребывания (пространственная доступность, сенсорная и эмоциональная комфортность, оборудованные под особые потребности туалеты и т.д.).

К основным технологиям работы с такими группами, помимо используемых психолого-педагогических коррекционных и социокультурных мероприятий, целесообразно добавить методы анимационной терапии. Анимационная терапия – это современная технология социальной реабилитации, применяемая с целью изменения поведения, межличностных и коллективных отношений, в процессе которой происходит, с одной стороны, «разблокировка» общественных связей и установление теплых, доверительных отношений, с другой – обучение и овладение навыками позитивного мышления, созидательной смысловой деятельности, эстетики. Эффективными формами анимационной терапии являются театрализованные постановки с участием родителей, волонтеров; ролевые игры; тематические экскурсии.

Ограничения двигательной функции нередко является причиной ограничений в самообслуживании, хотя можно говорить о преобладании ограничений способности к самообслуживанию при патологии верхних конечностей и об ограничениях способности к передвижению – при повреждениях нижних конечностей.

В психологической помощи и поддержке нуждаются практически все молодые инвалиды с нарушениями двигательной сферы. Перед психологом, работающим с этой категорией инвалидов, стоят следующие задачи:

  • помощь в разрешении психотравмирующих ситуаций;
  • развитие компетентности в вопросах нормативного поведения и взаимоотношения с окружающими сверстниками и взрослыми;
  • формирование и стимуляция сенсорно-перцептивных[7], мнемических[8] и интеллектуальных процессов у инвалидов;
  • развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоционально-волевой регуляции поведения;
  • формирование адекватных родительских установок на заболевание и социально-психологические проблемы взрослого ребенка путем активного привлечения родителей в психокоррекционный процесс.

Логопедическая помощь также является востребованным видом социальных услуг для представителей обозначенной категории молодых людей из-за нарушений звукопроизношения по причине постоянно меняющегося тонуса речевой мускулатуры. Логопедическая работа должна вестись по отработке речевого дыхания, произносительной стороне речи и расширению лексического запаса. В систему логопедических занятий целесообразно включить занятия для овладения письменной речью с использованием  компьютера и других электронных приборов.

2. Содержание реабилитационно-абилитационных мероприятий для инвалидов с нарушением ОДА

Организация процесса реабилитации молодых инвалидов в значительной степени зависит от реабилитационного потенциала индивида, как комплекса биологических, психологических, ментальных характеристик, а также социально-средовых факторов, позволяющих в той или иной степени реализовать  потенциальные способности и определить возможный уровень выработки и (или) восстановления нарушенных функций и социальных связей (табл.1)

Диагностика абилитационно-реабилитационного потенциала

Таблица 1

Компоненты потенциала

Наличие и степень сформированности компонентов

Выработаны

Отсутствуют

Требуется доработка

Мотивационные

 

 

 

Интеллектуальные

 

 

 

Психо-эмоциональные

 

 

 

Социально-средовые компоненты:

Семья

 

 

 

Наличие и оснащенность реабилитационных учреждений в «шаговой доступности»

 

 

 

Информационная доступность (наличие ПК и сети интернет)

 

 

 

Профессионализм специалистов

 

 

 

Доступность среды жизнедеятельности

 

 

 

При своевременной организации процесса комплексной  реабилитации и абилитации ребенка с самого раннего возраста в учреждениях социального обслуживания по месту жительства и в партнерстве с родителями к периоду взросления основные навыки самообслуживания, как правило, уже сформированы. В таких случаях в задачи учреждений социального обслуживания входит совершенствование и закрепление выработанных навыков. Нередки случаи, когда по разным причинам абилитационные мероприятия либо не проводились совсем, либо проводились не в полном объеме, тогда требуется более серьезная работа по выработке навыков социально-средовой реабилитации и бытовой адаптации. Проведение социально-бытовой реабилитации или абилитации инвалидов с нарушениями ОДА предусматривает обучение их приемам и навыкам по социально-бытовому самообслуживанию.

Социально-бытовая и средовая реабилитация и адаптация

Таблица 2

Тема

Содержание

Форма проведения (методические приемы)

Выработка и закрепление навыков самообслуживания

Личная гигиена.

Способность одеваться.

Удовлетворение физиологических потребностей.

Кулинария.

Вспомогательные устройства и приспособления для выработки и закрепления бытовых навыков.

Пользование бытовыми приборами и приспособлениями.

 

Лекция, показ учебных роликов, тренировочные занятия в специально оборудованных модулях (квартирах), конкурсы

Социально-средовая реабилитация

Технические средства для передвижения в квартире и на улице (виды, назначение).

Виды колясок:

· инвалидная коляска активного типа (активка);

· электрическая  инвалидная  коляска, оснащенная электроприводом;

· коляска на рычажном приводе для улицы;  

· коляска с санитарным оснащением, может быть использована как туалетная или душевая коляска.

Правила подбора инвалидных колясок (приложение 1,2,2 а)

Преодоление препятствий городской и транспортной среды.

Другие технические средства (ходунки, трости, подъемники и т.д.)

 

Учебные ролики, индивидуальная практическая работа, демонстрация образцов, лекция.

Экскурсия по городу (селу) с использованием технических средств. Эксперимент, «мастер-класс», наблюдение.

Оборудование мест проживания инвалидов с нарушениями ОДА

При организации социально-бытовой реабилитации инвалидов с поражением ОДА необходимо предусмотреть возможность использования обыденного хозяйственно-бытового оборудования и кухонной утвари путем обучения (переобучения), оснастить имеющееся оборудование элементарными специальными приспособлениями (насадками, рычагами) для использования его инвалидом. Оборудовать квартиру адаптивными техническими средствами с учетом потребностей инвалида. Специалисты учреждения социального обслуживания по месту жительства инвалида должны провести обследование условий его проживания и оказать содействие в оборудовании квартиры и подъезда вспомогательными устройствами и приспособлениями. 

Оборудование квартиры, в которой проживает инвалид с повреждениями нижних конечностей, вынужденный пользоваться креслом-коляской, должно начинаться с прихожей. Необходимо предусмотреть:

  • низкое расположение вешалки для одежды и полок;
  • входная дверь должна иметь ручки, расположенные на доступной для инвалида высоте;
  • площадь прихожей должна быть достаточной для маневрирования кресла-коляски;
  • в квартире между помещениями и при выходе на балкон не должно быть порогов;
  • дверные проемы должны давать возможность проезда кресла-коляски;
  • вдоль свободных от мебели стен необходима установка горизонтальных поручней;
  • туалеты должны иметь достаточную площадь для разворота кресла-коляски. Унитаз необходимо оборудовать настенными горизонтальными поручнями  либо опорной рамой;
  • в ванной комнате следует предусмотреть возможность разворота кресла-коляски, установить поручни для перемещения в ванну;
  • в кухне для удобства при приготовлении пищи необходимо  поставить специальный стол с выемкой для инвалида на коляске;
  • спальная кровать должна быть оборудована специальным подъемником для перемещения инвалида из коляски.

Для инвалидов с нарушением функций верхних конечностей необходимо предусмотреть специальные приспособления на хозяйственно-бытовое оборудование. В ванной комнате электроприборы фиксируются к стенам, расчески, зубные щетки должны быть оснащены длинными ручками, необходимо предусмотреть оборудование для автоматической подачи зубной пасты и воды. В ванной комнате необходима установка навесного сиденья, противоскользящей опоры для фиксации ног, поручней для подъема и перемещения в ванне. В туалете устанавливаются различные опоры (настенные, откидные, вертикальные, горизонтальные) к унитазу — устройства для подъема с унитаза.

Само оборудование квартиры должно отвечать не только требованиям быта в узком смысле этого слова. Инвалид, находящийся постоянно в пределах собственной квартиры, может продолжить образование, заниматься трудовой деятельностью, иметь любительское занятие. В связи с этим и оборудование квартиры должно отвечать конкретным целям, т.е. выходить за узкие рамки социально-бытовой реабилитации.

С целью практической реализации положений о социально-бытовой реабилитации и абилитации инвалидов с нарушениями ОДА в жилой среде необходимо создание модели жилого помещения, которая содержала бы все жизненно важные блоки для овладения инвалидом предложенными вспомогательными устройствами и реабилитационными техническими средствами с последующим относительно независимым образом жизни. 

Мероприятия социально-психологической реабилитации молодых инвалидов с нарушением ОДА

Молодой инвалид без значительных нарушений интеллектуальной сферы – это не только объект, но и активный субъект общественной жизни. Специфика инвалидности по причине малой подвижности в юношеском возрасте состоит в том, что формирование высших психических функций (логическая память, целенаправленное мышление, творческое воображение, произвольные действия, речь, письмо, счет, движения, перцептивные процессы (процессы восприятия) происходит значительно позднее, чем у здоровых сверстников из-за трудностей включения в сферу общения. Социальная депривация[9] усугубляется еще и за счет длительного пребывания условиях больниц, санаториев, где ограничен социальный опыт, а круг общения состоит из таких же больных людей. Поэтому в процессе работы с представителями обозначенной категории в условиях учреждения социального обслуживания по месту жительства должны включаться технологии психолого-педагогической и социокультурной реабилитации и абилитации, направленных на формирование у инвалидов новой системы целей и ценностей, способствующих их свободной самоактуализации и самореализации. 

Важной задачей деятельности в отношении обозначенной категории молодых людей является развитие модели социального партнерства между учреждением социального обслуживания и общественными молодежными организациями, занимающимися проблемами молодых людей, в том числе и с ограниченными возможностями.

Примерная тематика мероприятий по социально-психологической реабилитации

Таблица 3

Тема мероприятия

Содержание

Форма (методический прием)

«Полюби себя самого»

http://summercamp.ru/Тренинг_»Люби_себя» (полное описание)

Психологический тренинг, беседа, наблюдение  

«Умение управлять собой»

http://www.grc-eka.ru/ya/kak-nauchitsya-lyubit-sebya.html (полное описание)

Тренинг, семинар

«Как управлять эмоциями»

Заданная проблемная ситуация

Тренинг и ролевая игра

«Правила доверия и о пользе самокритики»

Формирование навыков общения

Групповая дискуссия, диспут, обсуждение

«Оптимисты против пессимистов»

Развитие навыков зрелого ответственного поведения.

 

Ролевая игра

«Познай себя»

 

Формирование и развитие самопринятия, саморегуляции, самоуверенности, самокритики, самостоятельности, самоанализа.

Тренинг

«Кем я буду работать»

Профессиональная ориентация

Тренинг, беседа.

Формами реализации мероприятий по социально-психологической реабилитации могут быть:

  • индивидуальное психологическое консультирование, помощь и поддержка;
  • групповые занятия, в том числе в сенсорной комнате;
  • ролевые игры — моделирование группой людей различной ситуации, где каждый участник играет за своего персонажа;
  • психологический тренинг — активное обучение навыкам поведения и развития личности. В тренинге участнику предлагается проделать те или иные упражнения, ориентированные на развитие или демонстрацию психологических качеств или навыков;
  • психогимнастика – невербальный метод групповой психотерапии, в основе которого лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного средства коммуникации в группе, предполагается выражение переживаний, эмоциональных состояний, проблем с помощью движений, мимики, пантомимы.

Участие в мероприятиях, взаимодействие со сверстниками, овладение социально-одобряемой деятельностью формируют у молодых людей разнообразные интересы, будят социальную активность, желание развивать собственную социальную сеть и отношения с противоположным полом. В ходе мероприятий происходит моделирование систем взаимоотношений, характерных для реальной жизни участников, что дает возможность увидеть и проанализировать в созданных условиях психологической безопасности закономерности, которые свойственны участникам, получить обратную связь и поддержку людей, имеющих общие проблемы и переживания.

Мероприятия по социально-педагогической и профессиональной реабилитация молодых инвалидов

Таблица 4

Вид (тема)

Содержание

Форма, (методический прием)

Фотостудия «Мир через объектив»

Обучение молодых инвалидов фотомастерству

Практикум

«Основы Photoshop и web-дизайна»

Работа с графикой и фотографиями

Лекция, практикум.

Город мастеров

Обучение технологиям прикладного творчества

Практические занятия

«Активная коляска» 

Обучение выбору и пользованию средствами передвижения (приложение 1, 2)

Учебные ролики, практикум

«Хочу учиться!»

Информирование о местах и способах получения профессионального образования (приложение 3)

Информационный семинар, экскурсия

В соответствии с действующим законодательством об образовании инвалиды всех групп, а также инвалиды детства имеет право на внеконкурсное поступление в государственные учебные заведения в пределах установленных квот. В крае существует сеть учреждений начального и среднего профессионального образования, обучающих инвалидов доступным профессиям (приложение 3). Широкие возможности для профессионального обучения дает дистанционная форма обучения, при которой студент с инвалидностью перестает быть ограниченным пространственными и временными рамками. Он может учиться не выходя из дома по индивидуальному расписанию и в удобном для себя темпе. Но, несмотря на наличие практически у всех ведущих учреждений высшего и среднего профессионального образования электронных версий учебных программ с расширенными комментариями преподавателей, интерактивными и мультимедийными материалами, высшее профессиональное образование  доступно незначительному числу молодых инвалидов в основном из-за некачественного школьного образования, полученного в форме надомного обучения.

Более перспективной для представителей категории является система дополнительного образования в связи с ее способностью реагировать на рыночные потребности в специалистах различного уровня. Даже если полученная дополнительная профессия не приносит материального дохода, у человека появляются стимулы интеллектуального, духовного, эстетического развития, дополнительные возможности общения с другими людьми, чувство полезности для окружающих.

В настоящее время в большинстве субъектов территории края учреждения социального обслуживания имеют компьютерные классы с разной технической оснащенностью, призванные не просто обучать молодых людей основам компьютерной грамотности, а стать для них средством и местом общения, получения образования, разнообразной информации, знакомства

Мероприятия социокультурной реабилитации и абилитации

Проведение социокультурных мероприятий способствует  приобщению молодых инвалидов к творчеству, помогает пробудить интерес к активной деятельности, способствует проявлению индивидуальности. Блокирование функции активного движения освобождает эмоционально-творческую сферу психики, поэтому потребность в приобщении к культурным ценностям у них даже выше, чем у их здоровых сверстников. Посещение театральных, оперных, балетных спектаклей и постановок, выставок, встречи с творческими людьми  формирует адекватное отношения к общекультурным ценностям, вырабатывает критерии оценки жизненных явлений, стимулирует развитие всех сторон личности, познавательного интереса, расширения кругозора.

С молодыми инвалидами необходимо проводить различные досугово — развлекательные мероприятия, приуроченные к праздничным и памятным датам, экскурсии в музеи, выезды на природу и т.д. В последнее время все большее распространение в работе с молодыми инвалидами получает такая эффективная арт-технология как интегрированная театральная студия. В крае уже накоплен положительный опыт организации и проведения театральных постановок с участием молодых инвалидов (гг. Красноярск, Ачинск, Канск, Зеленогорск, Норильск и др.). Театрализованные представления стимулируют речь, координацию и пластику движений, память и воображение.

Для молодых инвалидов с нарушением ОДА также эффективно можно использовать такой жанр театрального искусства, как театр теней, который позволяет снять существенное эстетическое ограничение и не акцентировать внимание зрителей на физических особенностях актёров (приложение 4). Интерес к спектаклям такого театра связан с синтезом таких приемов как свет, музыка, текст, пластика кукол, т.е. все из чего строится театральный образ и складывается зрительское впечатление. Актёр театра теней не забирает на себя внимание, он кукловод, воплощающий  замысел постановки. Для такого театра не важно кто актёр — здоровый человек или человек с физическими ограничениями. Инвалид-актёр перестает быть в таком театре «человеком с ограниченными возможностями». 

Необходимо отметить особое значение в социокультурной реабилитации инвалидов различных объединений (клубов, кружков, секций и др.). Внутренний мотив, способствующий включению человека, имеющего ограниченные возможности здоровья, в работу объединения, основан на интересе к тому, что происходит на встречах, коллективных делах, где участник развивает самостоятельность в выражении своих мыслей, взглядов и достигает самореализации в совместной деятельности.

Реабилитация методами адаптивной физической культуры

Физические упражнения в той или иной форме показаны практически всем инвалидам молодого возраста с двигательными нарушениями, после завершения этапа медицинской реабилитации. Исходными условиями для занятий являются отсутствие противопоказаний и устойчивая мотивация. Всем показаны физические упражнения силового, скоростного, скоростно-силового характера для развития общей и специальной выносливости, для развития гибкости, для развития координационных способностей и др.

Сидячий образ жизни способствует появлению «круглой спины», что приводит к выпячиванию брюшной стенки и нарушению работы внутренних органов. Чтобы избежать этого, надо постоянно тренировать мышцы спины и развивать способность прогибаться в грудном и поясничном отделах позвоночника. Необходимо также развивать подвижность позвоночника и все мышцы туловища, в особенности косые мышцы живота, что помогает перистальтике кишечника. Упражнение тренирует координацию движений и уверенность в себе, что важно для колясочников-новичков.

В настоящее время в свободном доступе  в интернете много комплексов упражнений для инвалидов с нарушением ОДА, но не все из них подходят для использования в условиях учреждения социального обслуживания. Двигательная терапия (кинезотерапия) — это специальный раздел медицинской реабилитации, методы и приемы которой должны реализовываться в специализированных учреждениях здравоохранения. Наряду с ними, много комплексов вполне доступных в условиях, как учреждения социального обслуживания, так и в домашних условиях[10] (приложение 4).

Для развития волевых качеств и при наличии соответствующих условий (мини-спортзал с тренажерами) можно проводить занятия по физической культуре, организовывать мастер-классы и в качестве тренера пригласить спортсмена-профессионала по виду спорта, которым занимаются граждане с ограниченными возможностями здоровья.

Заключение

С ратификацией Конвенции о правах инвалидов в РФ социально-демографическая категория «молодые инвалиды» все в большей степени становятся объектом деятельности социальных служб. Потребности в социальных услугах у молодых людей с заболеваниями ОДА возрастают, а имеющаяся региональная реабилитационная инфраструктура не обладает возможностью их полного удовлетворения. В этой связи в формировании полноценной региональной системы оказания реабилитационно-абилитационных услуг молодым инвалидам необходимо использовать потенциал общественных и социально ориентированных негосударственных организаций.

Все технологии социального обслуживания молодых инвалидов, в особенности с сохранным интеллектом, основываются на социально-экологической модели социальной работы, сущность которой в том, что люди с ограниченными возможностями испытывают функциональные затруднения не только вследствие заболевания или недостатков развития, но и неприспособленности физического и социального окружения к их специальным проблемам.

В региональной системе социального обслуживания есть учреждения, где успешно развиваются отдельные направления социальной реабилитации и адаптации инвалидов молодого возраста (гг. Ачинск, Зеленогорск, Красноярск, Норильск и др.). Как показывает опыт работы в этом направлении, основной вектор в профессиональной деятельности должен быть направлен на пробуждение у них социальной активности, развитие творческих способностей посредством участия в клубах, кружках, культурно-досуговых мероприятиях. Изучение практики организации работы в субъектах РФ (г. Москва, г. Владимир) показало эффективность создания службы «персональных помощников», осуществляющих постоянное сопровождение и помощь молодым инвалидам с нарушением функции передвижения, что позволяет значительно повысить их реабилитационный потенциал и одновременно высвободить  время у членов их семьи. Услуги «персональных помощников», в первую очередь, направлены на информирование инвалидов и членов их семей об установленных государственных гарантиях, порядке их предоставления, помощь в выявлении проблем семьи, обусловленных наличием инвалидности, определение путей их решения, обучение инвалидов навыкам бытовой деятельности, пользованию техническими средствами реабилитации, формирование у инвалидов активной жизненной позиции. Такими интегрированными помощниками могут быть и волонтеры из числа студентов социальных специальностей.

Для инвалидов молодого возраста с поражением ОДА важнейшим элементом реабилитации является их профессиональная ориентация и профессиональное обучение. При этом инвалидам третьей группы можно рекомендовать  профессии преимущественно умственного труда, в том числе счетно-канцелярские, административно-хозяйственные, а также рабочие профессии, адекватные имеющимся ограничениям и дефектам. Для инвалидов второй группы более приемлема работа на дому, для чего необходим лишь инструктаж.

[1] Отчет Главного бюро МСЭ о состоянии инвалидности  в Красноярском крае за 2012-14 гг. Красноярск 2015. 

[2] Там же

[3] http://gigabaza.ru/doc/127646-pall.html

[4] http://gigabaza.ru/doc/127646-pall.html

[5] Социальная дезадаптация — это полная или частичная потеря субъектом способности адаптироваться к условиям социума. 

[6] Социальная мобильность — это изменение индивидом или группой своей социальной позиции в социальном пространстве. В научный оборот понятие было введено П. Сорокиным в 1927 г..

[7] Сенсорно-перцептивные процессы обеспечивают связь нашего внутреннего мира с окружающей действительностью. 

[8]Мнемические процессы – это процессы, обеспечивающие запоминание, сохранение и воспроизведение в головном мозге информации, полученной при взаимодействии человека с окружающим миром.

<

[9]Недостаточность контактов с окружающей средой, накладывающая отпечаток на психическое развитие или нарушающая сложившиеся ранее механизмы социальной адаптации.

[10] [10] Индолев Л. Н. «Тем, кто в коляске и рядом с ними». Пермь: РИЦ «Здравствуй», 1995.
0

Автор публикации

не в сети 9 месяцев

Валерий Муравьев

0
Комментарии: 0Публикации: 7015Регистрация: 10-12-2018
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля