Программа по сопровождаемому трудоустройству

Программа по сопровождающему трудоустройству Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Производственно-интеграционные мастерские для инвалидов им. В.П. Шмитца»



Цель программы

Трудоустройство молодых людей с ментальной инвалидностью на открытом рынке труда

Задачи программы

  1. социальная и профессиональная подготовка людей с ментальной инвалидностью к трудоустройству на свободном рынке труда.
  2. адаптация данной категории граждан к конкретной трудовой деятельности и интеграции в новый рабочий коллектив;
  3. сопровождение инвалидов при устройстве на работу;
  4. привлечение бизнеса (работодателей) к предоставлению рабочих мест  людям с инвалидностью;
  5. методическая и практическая помощь социально-ответственным предпринимателям, желающим трудоустраивать на своих предприятиях людей с инвалидностью.



1 этап: Отбор желающих трудоустроиться (в течение недели)



Для трудоустройства приглашаются инвалиды, имеющие умеренные нарушения интеллектуального развития, желающие трудоустроиться на открытом рынке труда и поддерживаемые семьей.

Мероприятия:

  • беседа (с претендентом на трудоустройство и его родителями)
  • профессиональное информирование (предоставление сведений о мире профессий, рынке труда, позволяющие инвалиду сформировать представление о содержании профессий и специальностей, о требованиях, предъявляемых ими к человеку)

 Исполнитель – куратор, выделенные сотрудники

 

2 этап: Изучение претендентов и их семей (в течение месяца)

 

Куратор должен подробно изучить мотивированность, трудовую направленность, уровень социальной адаптированности и трудовые возможности каждого молодого человека. Изучение осуществляется в процессе бесед с самим инвалидом, с его родителями, с социальными работниками и другим персоналом, работавшим с ним. При изучении претендентов кураторы также близко знакомятся с родителями, семьей, привлекают их к поиску рабочих мест и решению имеющихся проблем.

Мероприятия:

  • собеседование, беседа (с претендентом на трудоустройство и его родителями)
  • заполнение карты обследования претендента на трудоустройство
  • психодиагностика (определение профессиональных предпочтений,  личностных  качеств, мотивированности  на труд и т.д.)
  • анкетирование  родителей
  • профессиональное консультирование (оказание содействия в выборе или перемене профессии с учетом медицинских ограничений и рекомендаций, пожеланий, склонностей и возможностей, имеющихся вакансий, перспектив трудоустройства)
  • изучение  (и изменение при необходимости) рекомендаций бюро МСЭ

 Исполнитель – куратор, выделенные сотрудники, бюро МСЭ

 

3 этап: Подбор возможных рабочих мест (1-2 месяца)

 

Подбор рабочих мест осуществляется кураторами после подробного изучения претендентов на трудоустройство и в некоторых случаях после согласования с бюро МСЭ трудовых рекомендаций. Инвалиды, получившие трудовую рекомендацию бюро МСЭ, могут быть зарегистрированы в службе занятости для подбора рабочих мест.

Мероприятия:

  • Регистрация и консультация в центре занятости населения
  • Работа с родителями

Исполнитель – куратор, выделенные сотрудники

 

4 этап: Трудоустройство и поддержка на рабочем месте (с момента трудоустройства – в течение года)

Куратор ведет переговоры с работодателем, решает все организационные вопросы. В этот период кураторы ежедневно общаются с инвалидом и его родителями вечером по телефону, обсуждая впечатления ребят от прошедшего дня, возникающие проблемы, чтобы принять совместное решение.

Мероприятия:

  • Трудовая проба  (осуществлялась в том случае, когда сам инвалид еще не представлял характер предстоящей работы, а куратор и работодатель не вполне уверены в том, что инвалид справится с работой.)
  • Испытательный срок
  • Обучение ориентировке в городе и пользованию общественным транспортом при поездке на работу и домой.
  • Обучение социальным навыкам (общение, распределение бюджета, планирование покупок, структуризация дня и досугов).
  • Знакомство, построение общения с коллективом и рабочим местом.
  • Корректировка функциональных обязанностей.
  • Обучение и инструктирование работника непосредственно на рабочем месте.
  • Развитие самостоятельности – помощь в решении возникающих проблем (с работодателем, с коллегами и т.д.)

Исполнитель – Куратор, родители, работодатель, наставник внутри предприятия

 

Каждый из участников поддерживаемого трудоустройства имеет определенные обязанности: и куратор, и сам работник, и его родители и, конечно, работодатели.

Обязательства работника:

  • готовность работать;
  • учиться, адаптироваться;
  • сотрудничать с нанимателем, сослуживцами и наставником;
  • принимать инструкции от куратора (наставника) и начальника;
  • быть пунктуальным;
  • соблюдать личную гигиену;
  • соблюдать правила техники безопасности;
  • быть надежным и преданным, максимально эффективным.

 

Обязанности куратора:

  • помощь в поиске рабочего места и оформлении на работу;
  • выяснение трудовых обязанностей работника;
  • помощь в освоении рабочего места;
  • установление контакта с должностными лицами;
  • постоянный контакт с работником, нанимателем и семьей;
  • помощь работнику при вхождении в трудовой коллектив,
  • обсуждение и решение проблем, возникающих у семьи,
  • сослуживцев по работе и работника;
  • обучение пользованию общественным транспортом;
  • консультирование семьи.

 

Обязательства работодателя:

  • оформление на работу в принятом по закону порядке;
  • начисление зарплаты в соответствии с нормами оплаты труда;
  • обеспечение безопасности на рабочем месте;
  • разъяснение режима работы и трудовых обязанностей;
  • обучение на рабочем месте;
  • обеспечение инструментами, оборудованием и защитной одеждой;
  • обеспечение теми же условиями труда, что и других работников;
  • предоставление объективной информации куратору и работнику;
  • поощрение и поддержка работника.

 

Обязательства семьи:

  • обеспечение готовности к работе — соответствующей одеждой и обувью, продуктами для обеда на работе;
  • доставки на работу и с работы (сопровождение, если это необходимо);
  • обучение социальным навыкам;
  • обучение навыкам безопасности дорожного движения;
  • постоянный контакт с нанимателем и наставником;
  • информирование нанимателя или наставника, если работник болен и не может прийти на работу;
  • постоянная поддержка работника.

 

Для составления программы использовались следующие источники:

  • http://aupam.narod.ru/pages/trudoustroistvo/novihe_pozmozh_trud_inva_rus/page_23.htm
  • Новиков М.Л. «ПОДДЕРЖИВАЕМОЕ ТРУДОУСТРОЙСТВО В ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ» Пособие для специалистов, работающих в сфере трудоустройства людей с инвалидностью, 2008 г.
  • Н.В. Мюллер, В.С. Черкес, Н.Л. Цымляков « Особенности внедрения поддерживаемого трудоустройства инвалидов в Российской Федерации». Санкт – Петербургский государственный инженерно – экономический университет, 2011 г.
  • Методические рекомендации по социально трудовой реабилитации безработных инвалидов. ПГОО «Аспектус». ГУ Центр занятости населения г. Перми. – Пермь,2007 г.




Источник: информационно-методический сборник "Помощь людям с инвалидностью в организации самостоятельной жизни (Сопровождаемое проживание)", 2017 г.

0

Автор публикации

не в сети 9 месяцев

Валерий Муравьев

0
Комментарии: 0Публикации: 7015Регистрация: 10-12-2018
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля