Технология “Ранняя помощь”

Ранняя помощь – комплекс услуг, предоставляемых детям от рождения до трёх лет (как           признанным инвалидами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, так и   не признанным инвалидами), имеющим ограничения жизнедеятельности, направленных на   содействие физическому и психическому развитию детей, их вовлеченности в естественные   жизненные ситуации, формирование позитивного взаимодействия и отношений детей и родителей,   детей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц в семье в целом, включение детей в   среду сверстников и их интеграцию в общество, а так же на повышение компетентности родителей и   других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц.

 Цель – минимизация отклонений в состоянии здоровья детей раннего возраста на основе   комплексной межведомственной и квалифицированной помощи ребенку и его семье.

 Задачи:

– своевременное выявление нарушений в развитии ребенка;

– оказание помощи в первые три года жизни, в период становления личности и развития мозга ребенка, формирования первых социальных навыков в рамках межведомственного взаимодействия.

Целевая аудитория:

– дети-инвалиды;

– дети с ограниченными возможностями здоровья;

– дети группы риска;

– родители (законные представители).

В службе раннего вмешательства работает междисциплинарная команда специалистов. Это позволяет посмотреть на ребенка и его семью с разных сторон, лучше оценить возможности ребенка, определить проблемы и ограничения, а также его сильные стороны, опираясь на которые специалисты совместно с родителями составляют программу помощи для конкретного ребенка.

В состав междисциплинарной команды входит (в левом столбике перечислены потребности детей в различных областях функционирования, в которых могут возникать ограничения жизнедеятельности, в правом столбике указаны специалисты, которые по своим функциональным обязанностям и профессиональным знаниям и навыкам, могут помочь ребенку и его семье):

Все специалисты проводят междисциплинарную оценку, на основании проведенной оценки специалисты планируют и осуществляют групповые и индивидуальные занятия, направленные на развитие коммуникации и языка, на обучение когнитивным, двигательным и социальным навыкам, навыкам самообслуживания детей, с использованием игр и игровых ситуаций.

Программы ранней помощи предназначены для всех семей с детьми, имеющими риск отставания или нарушения в развитии. Иногда с момента рождения ребенка может быть очевидным, что семье потребуется поддержка специалистов в его развитии. Планируя программу помощи, специалисты вместе с родителями составляют «Индивидуальную программу ранней помощи», которая создается персонально для каждого ребенка и его семьи.

Индивидуальные программы ранней помощи направлены на развитие всех базовых навыков, а также любых навыков, которые ребенок осваивает в течение первых трех лет жизни. А именно:

  • Двигательные навыки (дотягиваться и брать игрушки, поворачиваться, ползать, ходить);
  • Когнитивные навыки (думать, помнить, решать поставленные задачи);
  • Коммуникативные навыки (слушать обращенную к нему речь, понимать, разговаривать);
  • Социально-эмоциональные навыки (играть, взаимодействовать с другими людьми, проявлять чувства);
  • Навыки самообслуживания (кушать, одеваться, мыться).

Индивидуальные программы ранней помощи носят непрерывный и длительный характер, предполагают регулярные консультативные встречи семьи со специалистами.

Комплекс услуг, оказываемых на междисциплинарной основе детям и их семьям, направлены на:

  • улучшение функционирования ребенка в естественных жизненных ситуациях (ЕЖС);
  • повышение качества взаимодействия и отношений ребенка с родителями, другими непосредственно ухаживающими за ребенком лицами, в семье;
  • повышение компетентности родителей и других непосредственно ухаживающими за ребенком лиц в вопросах развития и воспитания ребенка;
  • включение ребенка в среду сверстников, расширение социальных контактов ребенка и семьи, подготовка ребенка к включению его в сферу образования.

Главный результат

Снижение степени тяжести инвалидности и нарушений развития детей за счет создания профессионального сообщества специалистов, предоставляющих услуги ранней помощи в государственных и частных некоммерческих организациях.

Наверх страницы