Методическое пособие «Сенсорная адаптационно-дидактическая юбка»

Светлана Гращенкова 
Методическое пособие «Сенсорная адаптационно-дидактическая юбка»

Методическое пособие «Сенсорная адаптационно-дидактическая юбка»

Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребенка. Это возраст, когда все впервые, все только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о внешнем мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многое другое. Причем все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребенка, а требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности. То, что заложено в ребенке в раннем и дошкольном возрасте, останется на всю жизнь.

Предметная деятельность становится ведущей в этом возрасте, именно в ней происходит развитие всех сторон психики и личности ребенка. Поэтому очень важно сохранять любопытство, максимально ослаблять психологические препятствия, сдерживающие его, такие как адаптация к детскому саду.

Адаптационный период в детском саду – серьезное испытание для детей раннего возраста: стрессовые ситуации, вызванные адаптацией, надолго «выводят из строя» эмоциональное состояние ребенка.

Очень важно, чтобы переход из семейной стабильной среды в другую, а именно, в детский сад, был плавным, мягким, без травмы. В этот период необходимо заложить основы доброжелательных отношений между детьми в группе, создать предпосылки эмоционального комфорта для каждого ребенка. Надо стремиться создать такую игровую среду и такую игровую деятельность, в которой ребенок, увлекшись, забылся бы о своих переживаниях и, играя, последовательно совершенствовался.

В связи с вышеизложенным, предлагаю, наряду с традиционными приемами, использование методического пособия «Сенсорная адаптационно-дидактическая юбка», которое, считаю, способствует созданию условий для успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ.

Юбка притягивает внимание малыша своим ярким цветом, множеством привлекательных элементов, прикрепленных к ней. Самое главное – происходит ненавязчивое общение ребенка и педагога через манипуляции с компонентами юбки, что способствует положительному настрою для налаживания доверительных отношений между взрослым и малышом.

Дидактическая юбка выполняется из яркой цветной ткани четырех цветов (красный, желтый, синий, зеленый, привлекающей внимание детей. На юбке может быть занимательный рисунок, который можно использовать для формирования положительных эмоций ребёнка в период адаптации. На юбке присутствует несколько сюрпризных кармашков.

На юбку нашиваются:

— карманы (можно прикрепить на липучки) с выполнением разных функций (на молнии, липучке, на завязках, на пуговице, пуговицы разных размеров и цветов;

— атласные ленты разной длины, ширины и цвета;

— колокольчики, различные по звучанию;

— пуговицы, замочки, шнуровки и пр.

Процесс изготовления юбки подчинен следующим обязательным требованиям:

1. Привлекательность для детей.

2. Многофункциональность, мобильность.

3. Обучение и развитие.

4. Соблюдение гигиенических требований.

5. Удобство для детей и педагога.

Цели: создание развивающее – игровой среды для успешной адаптации детей к условиям ДОУ, развитие способностей детей.

Задачи, которые поставлены при создании пособия:

1. Создание тёплых и доверительных отношений педагога с ребенком.

2. Развитие эмоционально-волевой сферы.

3. Совершенствование психических процессов у детей: восприятия, внимания, памяти, ощущения, мышления.

4. Развитие творческих способностей, воображения, речи.

5. Развитие познавательной и исследовательской активности.

7. Развитие мелкой моторики.

8. Развитие коммуникативных способностей.

9. Формирование навыков самообслуживания.

Ребенок учится различать, сравнивать, устанавливать сходство предметов по их признакам: по качеству материала, по цвету, форме, величине, звучанию.

Действуя с предметами юбки, он приобретает навыки, необходимые для самообслуживания: закрыть и открыть замочки, завязать и развязать ленточки; зашнуровать и расшнуровать шнурки; расстегнуть и застегнуть пуговки, достать понравившийся предмет из определенного кармашка, прикрепить его, снять, убрать на место.

Сенсорная юбка полна сюрпризов и секретов. С восторгом и увлечением малыши обследуют юбку в поисках новых открытий. А самое главное – сокращают адаптационный период и ослабляют его стрессовое воздействие.

Дидактические упражнения.

Цвет для бабочки.

Цель: — Ознакомление с названиями цветов (красный, синий, желтый, зеленый);

— Тренировка в различении цветов на основе соотнесения их при наложении и обозначение результата словами «такой», «не такой»;

— Развивать способность решать интеллектуальные задачи адекватные возрасту.

Материал: Дидактическая юбка, четыре бабочки красного, синего, желтого и зеленого цвета.

Ход игры: Найти цвет для бабочки. Воспитатель надевает дидактическую юбку и показывает бабочек.

Воспитатель: Бабочки хотят найти «свой» цвет — сесть на такой цвет, чтобы их не было видно (такого же цвета) и никто не смог их поймать. Нужно помочь бабочкам спрятаться.

Воспитатель прикрепляет бабочек на цвета такого же цвета, обращая внимание детей на то, что цвет бабочки и цвет на юбке совпадают (такой же, бабочку «не видно» — она спряталась.

Воспитатель: Теперь помогите каждой бабочке найти свой цвет.

Воспитатель дает детям бабочки и просит детей прикрепить бабочки на цвета юбки такого же цвета, комментируя при этом свои действия словами «такой», «не такой». Дети выполняют задание, а воспитатель наблюдает и помогает тем, кто затрудняется в работе.

Воспитатель: Желтая бабочка села на желтый цвет и т. д. Они сели на такие же цвета, спрятались, их не видно. Молодцы, помогли бабочкам. А теперь посадите бабочек так, чтобы каждая была хорошо видна, т. е. на другой цвет. Например, желтая бабочка села на синий цвет (не такой, теперь ее хорошо видно.

Дети пробуют разные варианты размещения бабочек на цвета юбки, продолжая при этом комментировать свои действия.

Шумовые бочоночки.

Цель: — Учить устанавливать сходство по звучанию;

— Формирование умение сравнивать;

— Развивать слуховое восприятие;

— Развивать внимание;

— Активизация словаря: «тихо», «громче», «тише», «громкий».

Материал: Дидактическая юбка, бочоночки от киндер-сюрпризов, наполненные различными крупами, бусинками, пуговицами, подобранными парами по звучанию, на которых прикреплены петельки.

Ход игры: Воспитатель приглашает детей поиграть с бочоночками. На начальном этапе дети знакомятся со звучанием, учатся различать его. Затем воспитатель предлагает найти бочонок, который звучит тихо, погромче, самый громкий, найти пары одинаково звучащих бочоночков. Можно добавить прикрепление одинаково звучащих или контрастно звучащих бочоночков на пуговицы на юбке.

Прищепки и ленточки.

Цель: — Учить устанавливать сходство по цвету;

— Закрепление основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый);

— Формирование умение сравнивать;

— Развивать зрительное восприятие;

— Развивать мелкую моторику рук.

Материал: Дидактическая юбка, ленточки разного цвета, прищепки четырех основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый).

Ход игры: Воспитатель приглашает детей поиграть с прищепками и ленточками, сначала рассматривая их и называя цвет. На начальном этапе воспитатель показывает, как работает прищепка. Затем предлагает подобрать ленточку по цвету к прищепке.

Сверни ленточку.

Цель: — Закрепление основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый);

— Формирование умения сравнивать по длине и ширине;

— Активизировать словарь: «длинная», «короткая», «широкая», «узкая», «длиннее», «короче», «шире», «уже».

— Развивать зрительное восприятие;

— Развивать мелкую моторику рук, аккуратность.

Материал: Дидактическая юбка, ленточки разного цвета, колпачки от фломастеров, катушки от ниток.

Ход игры: Воспитатель и дети рассматривают ленточки. Воспитатель обращает внимание на цвет, побуждая детей назвать его. Затем предлагает свернуть ленточки на колпачки или катушки, при этом показывая детям, как это надо сделать. При этом, воспитатель следить за аккуратностью выполнения задания, чтобы ребенок держал катушку двумя руками. Можно создать игровую ситуацию: «Кто быстрее свернет ленточку?»

Колокольчик и погремушка.

Цель: — Развивать мелкую моторику;

— Закрепить представление детей о величине;

— Активизировать словарь детей «большой – маленький»;

— Развитие слухового восприятия;

-Способствовать овладению средствами общения и способами взаимодействия со сверстниками.

Материал: Дидактическая юбка, колокольчики, погремушки.

Ход игры: Воспитатель: В гости к детям пришла тётушка Арина. (Она одета в дидактическую юбку). Тётушка Арина обращает внимание детей на свою юбку. К ней прикреплены колокольчики и погремушка.

Тетушка Арина: — Что это? (Колокольчик) Он что делает? (Звенит) Этот колокольчик, какой? (Большой) А другой колокольчик, какой? (Маленький)

— Как звенит большой колокольчик? (Громко). Маленький колокольчик как звенит? (Тихо)

— А это что? (Это погремушка) Что она делает? (Гремит)

При этом дети открепляют колокольчики от юбки, пробуют звонить и возвращают их на место. То же действие производится с погремушкой.

Помоги ёжику одеть колючки.

Цели: — Развивать мелкую моторику;

— Закрепить представление детей о цвете и обозначать словами: красный, синий, зеленый, желтый;

— Развивать умение выполнять игровые действия;

— Способствовать развитию любознательности, активности, эмоциональной отзывчивости.

Материал: Дидактическая юбка, ежи из разноцветного картона по количеству детей, прищепки разных цветов.

Ход игры: Воспитатель достает из кармана дидактической юбки зеленого большого ежа, у которого иголки из зеленых прищепок.

Ёж: Здравствуйте ребята! Беда у нас произошла, у меня есть иголки, а мои детеныши-маленькие ежата иголки где—то потеряли. И им нечем защищаться от волков и лис.

Воспитатель обращает внимание детей на маленьких ежат:

-Дети, посмотрите на ежат. Чего у них нет? (колючек)

Воспитатель:- Ёжик, а где же их колючки?

Ёж: — Они их растеряли в разноцветных кармашках (предлагает детям найти прищепки в кармашках.)

Воспитатель:— Поможем ежатам вернуть колючки на спину (педагог предлагает детям надеть прищепки — колючки на спину ежат).

Воспитатель показывает детям, как нужно раскрывать прищепку и прикреплять ее ему на спинку. (К красному ежику красные прищепки, к синему — синие и т. д.) Дети выполняют задание.

Воспитатель: — Молодцы, ребята. Погладьте ежей по спинке. Какими они стали? (колючими)

*Что ты ёж такой колючий?

Это я на всякий случай!

Знаешь, кто мои соседи?

Лисы, волки да медведи!*

Забавные формы.

Цель: — Закреплять умение соотнесению объектов по величине;

— Повторение понятий «большой», «маленький»;

— Способствовать овладению ритмичному чередованию величин, обозначая действия словами;

— Развивать воображение, желание импровизировать;

— Способствовать развитию любознательности, активности.

Материал: Дидактическая юбка, формы круга, квадрата, треугольника разного цвета (красного, синего, желтого, зеленого) и разного размера (большой и маленький).

Ход игры: Воспитатель показывает формы.

Воспитатель: посмотрите, к нам в гости пришли забавные формы. Воспитатель описывает их, демонстрирует, спрашивает количество их. Проведите по квадратику, кругу, треугольнику пальчиком (подносит соответствующую форму к каждому ребенку). Затем спрашивает. Как они называются? Воспитатель также обозначает размер фигуры (большой, маленький). Посмотрите, какой красивый узор можно сделать из этих фигурок (Воспитатель выкладывает узоры на юбке). Далее воспитатель предлагает детям самим выложить красивые узоры на юбке.

Воспитатель: Молодцы, какие красивые узоры вы сделали.

Сделай так же.

Цель: — Развивать мелкую моторику;

— Закрепить представление детей о формах (квадрат, круг, треугольник);

— Активизировать словарь использованием слов, обозначающих форму;

— Способствовать развитию любознательности, активности.

Материал: Дидактическая юбка, формы круга, квадрата и треугольника по 4 штуки.

Ход игры: Вначале воспитатель вместе с детьми рассматривает фигуры и побуждает детей назвать их. Если ребенок не называет, то помочь ему. Затем воспитатель вводит детей в ситуацию: Мишка не может попасть домой, так как забыл код к двери в дом. Воспитатель предлагает детям помочь Мишке прикрепить фигуры на юбке, как показано на картинке.

Найди такую же.

Цель: — Развивать мелкую моторику;

— Закрепить представление детей о форме;

— Закреплять умение детей использовать в речи слова «большой, маленький, такой же»;

— Способствовать развитию любознательности, активности.

Материал: Дидактическая юбка, геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник разных размеров.

Ход игры: Воспитатель показывает геометрические фигуры и обращает внимание детей на ту сторону юбки, где прикреплены такие же геометрические фигуры. Показывая круг, воспитатель предлагает детям открепить от юбки такую же фигуру. (Те же задания воспитатель предлагает и с квадратом и кругом). Далее воспитатель обращает внимание детей на то, что фигуры разные по размеру и просит прикрепить к юбке сначала маленькие фигуры, а затем большие.

Забавные квадратики.

Цель: — Закреплять умение соотнесению объектов по величине, выполнению последовательных действий в направление слева направо;

— Повторение понятий «большой», «маленький»;

— Способствовать овладению ритмичному чередованию величин, обозначая действия словами;

— Способствовать развитию любознательности, активности.

Материал: Дидактическая юбка, четыре квадрата большие и четыре маленькие (красного, синего, желтого, зеленого цвета).

Ход игры: Воспитатель показывает квадраты.

Воспитатель: посмотрите, к нам в гости пришли забавные квадратики. У них всего по четыре. Четыре угла и четыре стороны (демонстрирует). Сколько квадратиков? (Четыре.) Проведите по квадратику пальчиком (подносит квадрат к каждому ребенку). Затем спрашивает. Как они называются? (Квадраты.) (Воспитатель показывает большой квадрат.) Какой это квадрат? (Большой.) (Воспитатель показывает маленький квадрат.) А это? (Маленький.) Посмотрите, какой красивый узор можно сделать из этих фигурок. Сначала прикрепляем на юбку большой квадратик, затем маленький. Теперь вместе повторим, из каких квадратиков состоит узор. (Из большого, маленького, большого.). Далее воспитатель предлагает детям самим выложить красивые узоры на юбке.

Воспитатель: Молодцы, какие красивые узоры вы сделали.

Разложи по кармашкам.

Цели: — Развивать мелкую моторику;

— Закрепить представление детей о цвете и обозначать словами: красный, синий, зеленый, желтый;

— Закрепить представление детей о формах (круг, квадрат, треугольник);

— Активизировать словарь использованием слов, обозначающих форму;

— Способствовать развитию любознательности, активности.

Материал: Дидактическая юбка, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) 4-х цветов: красный, желтый, зеленый, синий.

Ход игры: Вначале воспитатель вместе с детьми рассматривает фигуры и побуждает детей назвать их. Если ребенок не называет, то помочь ему. Затем воспитатель показывает на юбке кармашки разных цветов, просит детей назвать цвета кармашков. Далее воспитатель предлагает разложить круги, треугольники и квадраты по карманам соответствующего цвета.

Сделаем куклам бусы.

Цель: — Закреплять у детей умения группировать предметы по цвету;

— Активизировать речь детей;

— Учить нанизывать бусы на нитку;

— Способствовать развитию любознательности, активности.

Материал: дидактическая юбка, бусинки из разного материала нескольких цветовых тонов по шесть каждого цвета.

Ход игры: Сюрпризный момент: воспитатель рассказывает, что на юбке были красивые бусы, но они рассыпались, мишка их собрал, но не знает, как сделать бусы. Просит ребенка помочь мишке. Вначале воспитатель просит ребенка выбрать бусинки одного цвета из предложенных четырех цветовых тонов. После того как ребенок выберет необходимые предметы, педагог показывает шнурок на юбке и предлагает нанизать бусинки. После того как бусы будут сделаны, педагог спрашивает у ребенка поочередно поднимая бусы, какого они цвета? Педагог хвалит ребенка. Примечание: Шнуры и бусы предлагаются детям и для самостоятельной игры, но в таком случае бусы должны быть крупные, не менее 3 см в диаметре.

Бусы на юбке.

Цель: — Расширять запас понимаемых слов;

— Учить детей на вопрос «Что это?» отвечать полным предложением, состоящим из 3-4 слов;

— Обращать внимание на величину, цвет, форму рассматриваемых объектов, учить обозначать словом отличительные качества;

— Закреплять представления об окружающих предметах и игрушках;

— Способствовать овладению средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

Материал: Дидактическая юбка, на юбке нанизаны бусины разных размеров, цветов, пуговицы разных форм и цветов.

Ход игры: Ситуация специально подготовленная. Воспитатель обращает внимание ребенка на бусинки. Спрашивая «Что это?», добиваясь ответа полным предложением. В разговоре воспитатель обращает внимание на разный цвет, форму, величину рассматриваемых предметов.

Снеговик.

Цель: — Развитие умения выкладывать несложные плоскостные предметы на горизонтальной и вертикальной плоскости;

— Развитие мелкой моторики; развитие воображения;

— Развивать умение слушать художественное слово и отвечать на вопросы;

— Способствовать развитию любознательности, активности.

Материалы: Дидактическая юбка, набор фигур для складывания снеговика. Образец для выкладывания — контурная прорисовка снеговика на голубом материале на юбке.

Ход игры: Воспитатель показывает на юбке снеговика.

Воспитатель: Посмотрите, кто у нас на юбке.

Снеговик, снеговик.

Появился во дворе,

Нос — морковкой,

Рот — морковкой

И ведро на голове.

Из каких частей состоит снеговик? (Из кругов и ведра.) Сколько белых кругов нам понадобится? (Три) Какого размера самый нижний круг? (Большой.) А на нем? (Поменьше.) А на нем? (Еще меньше) Сколько глаз у снеговика? (Два) Что у снеговика на голове? (Ведро).

Воспитатель дает одному из детей части, из которого он будет делать снеговика. Он накладывает детали на контурную прорисовку снеговика или выкладывает его по представлению, то есть прямо на столе.

Нарядим елку.

Цель: — Учить детей чередовать предметы по цвету;

— Развивать мелкую моторику;

— Активизировать речь детей;

— Развивать эстетическое восприятие;

— Развивать способность решать интеллектуальные задачи адекватные возрасту.

Материал: Дидактическая юбка, ёлка, прикрепленная к юбке, на которой имеются колечки, шнурок, бусины или другие предметы, которые можно нанизывать на шнурок.

Ход игры: Игра начинается с традиционного прихода гостя (собачка, кукла, мишка, который не успел нарядить ёлку к Новому году, у него есть дидактический материал.

Воспитатель вынимает из корзиночки коробочку, показывает детям разные по цвету бусинки или предметы для нанизывания. Предлагает ребенку нанизать бусинки, показывая как можно нанизывать бусинки, сначала одного цвета, а потом другого. Воспитатель всякий раз название цвета сопровождает показом предмета данного цветового тона. Потом предлагает ребенку сделать так же. Дальнейшее руководство осуществляется так же, как и в предыдущих играх.

Еще много дидактических упражнений можно придумать. Вы увидите эффективность сенсорной адаптационно – дидактической юбки и сможете дальше использовать ее и на занятиях в других возрастных группах. Родителей можно подключить к оформлению сенсорной юбки: со шнуровкой, молнией, пуговками, кнопками, липучками.

Игры с сенсорной юбкой можно сопровождать стихами и потешками.

Яркая, широкая юбка с разноцветными карманами, ленточками, игрушками собирает вокруг себя всех ребят. Даже заплаканный малыш, скучающий по маме, увидев воспитательницу в таком наряде, перестает капризничать. Ведь незря дети говорят, что «хорошая воспитательница похожа на царевну в красивой-красивой юбке».

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/metodicheskoe-posobie-sensornaja-adaptaciono-didakticheskaja-yubka.html

0

Автор публикации

не в сети 3 дня

invalid24

0
Комментарии: 0Публикации: 42Регистрация: 18-12-2018
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля