Лечебные упражнения (ЛФК) лечебная гимнастика для детей ДЦП

Для детей с диагнозом ДЦП, органическое поражение мозга комплекс специальных упражнений просто необходим. От постоянства родителей в этом вопросе зависит на сколько наши дети будут развиты физически, независимы от родителей и близких людей, социально приспособленными.

Учим держать равновесие и ходить.

Если ребенок уже может ходить с поддержкой за две руки, но не держит баланс, то очень важно ходить с ребенком как можно чаще, но, чтобы наш малыш научился ходить сам, его нужно тренировать таким образом:

 

 

— нужно взять своими руками за бедра ребенка, не за поясницу, а именно за бедра и поворачивать свои руки, как бы крутить ребенку бедра провоцируя его на то, что бы он делал сам шаги. Очень важно, чтобы ребенок не опирался своей спиной на идущего позади родителя, чтобы ребенок сам балансировал и напрягал мышцы спины.

 

 

Для этого конечно родителю нужно согнуться буквой «зю», но есть очень хороший способ, который облегчит маме (папе) выполнение этого занятия. Это смастерить или заказать очень низкий табурет на колесиках. Родитель садится на такой стульчик, ноги вытягивает вперед, между ног находится ребенок в вертикальном положении. Тогда можно легко контролировать расстояние между родителем и ребенком и не допустить, чтобы малыш своей спиной опирался на маму (папу) и совершать данное упражнение — ребенок идет, а за ним едет его родитель. Таким образом, можно значительно увеличить время исполнения данного упражнения и ходить столько, сколько ребенок сможет, а родителю не напрягать спину.

 

 

Приседания

Это упражнение очень хорошо укрепляет ноги и спину ребенка. Делать его рекомендуется 50 приседаний в день, нужно делать несколько подходов. Например: 10 приседаний — отдых, 10 приседаний — отдых. Если ребенок очень слаб, то столько раз, сколько может. Но впоследствии, нагрузка должна увеличиваться.

 

 

На фотографии видно, каким образом садится родитель, ребенка надо посадить себе на одно колено. Родитель держит ребенка своими руками за бедра и, немного наклоняясь вперед, как бы подталкивает ребенка, чтобы тот прогнулся вперед и встал. Родитель своими руками так же помогает подняться ребенку. Позже, когда ноги у ребенка станут крепче, эта помощь будет минимальна.

Ребенок сидит на телефонном справочнике или детском стульчике

Поставьте детский стул (вместо него можно использовать толстую книгу) и посадите на него ребенка. Перед ним поставьте “стол” — вместо стола подойдет перевернутая корзина или коробка. Положите руки ребенка на поверхность “стола”. Придерживайте ребенка за ягодицы и убедитесь, что его ступни параллельны полу и колени согнуты под углом 90°. Ребенок должен сидеть по центру стула, а не с краю.

 

Правильное положение:

  • Голова прямо
  • Тело выпрямлено
  • Колени согнуты под углом 90
  • Ступни параллельны полу
  • Руки впереди на перевернутой коробке или корзине

Упражнение поможет: 

  • Укрепить мышцы плеч, рук, ягодиц и ног во время отталкивания ребенка
  • Укрепить мышцы тела и спины
  • Улучшить чувство равновесия
  • Руки свободны для игры

Идеи для игры:

Поиграйте в барабанщика – постучите погремушкой или деревянной ложкой по “столу”, покатайте по нему машинки. Если машинки падают, придерживая ребенка за ягодицы, позвольте ему наклониться и поднять их, затем снова сесть на стул. Следите, чтобы в это время его ступни оставались стоять параллельно полу. Это упражнение поможет улучшить координацию.

Примечание: К упражнению следует приступать, если ребенок может ровно держать тело и голову дольше одной минуты и начинает использовать руки для удержания равновесия.

Обучение ребенка стоять на полу, придерживаясь за кушетку, перемещая вес тела с Вашей помощью, чтобы сделать шаг

 

 

Поставьте ребенка на пол лицом к кушетке. Вытяните руки малыша вперед и положите его ладони на край кушетки для создания опорной точки. Сядьте на пол позади ребенка и расположите Ваши руки на бедрах ребенка. Медленно и осторожно двигайте бедра ребенка из стороны в сторону до тех пор, пока вес ребенка большей частью не перейдет на одну из ног. После этого помогите ребенку шагнуть свободной ногой и позвольте ему сдвинуть бедро, чтобы перенести массу тела с той ноги. После того как малыш шагнет одной ногой, помогите ему передвинуть вторую ногу, чтобы свести их вместе.

Положение ребенка во время упражнения:

  • голова находится в вертикальном положении на одной линии с телом
  • тело выпрямлено
  • бедра и колени выпрямлены и сведены вместе
  • ступни вместе
  • плечи расположены над бедрами, бедра над коленями и ступнями
  • руки вытянуты вперед, ладони находятся на краю кушетки

Игровая форма проведения занятия:

Заставьте ребенка шагнуть в сторону посредством взятия игрушки с кушетки, расположив игрушку таким образом, чтобы ребенок не смог до нее дотянуться, не шагнув. Велите малышу взять игрушку, либо дайте ему машинку и скажите ребенку проехать машинкой до конца кушетки. Не забывайте о том, что необходимо дать ребенку шагнуть в обе стороны – и вправо, и влево.

Примечание: Используйте это упражнение, когда ребенок уже научится перемещать вес тела на одну ногу и держать колени и тело выпрямленными, опираясь на кушетку.

Предостережение:

  • следите за тем, чтобы ребенок не расставлял ноги слишком широко, скрещивал их или держал слишком близко друг к другу
  • не позволяйте ребенку вставать на цыпочки
  • не давайте малышу стоять на полусогнутых ногах, наклоняться к краю кушетки

Упражнение помогает:

  • развить мышцы туловища, спины, ног
  • развить чувство контроля над туловищем и ногами
  • получить опыт перемещения массы тела на ноги
     

Учимся держать баланс

 

 

Родитель садится на стул, ноги вместе перед собой. На колени садится ребенок, его ноги раздвинуты. Родитель своими руками держит ребенка за бедра. Немного отклонитесь от ребенка, и удостоверьтесь, что его спина прямая, и он не наклоняется за вами. Родитель начинает по очереди поднимать то одно свое колено, то другое. Тем самым ребенок начинает наклоняться то вправо, то влево. Ребенок вынужден будет держать равновесие, т.к. остался только на одной вашей ноге (вторая ушла вниз) И так поочередно поднимайте то одно своё колено, то другое.

Ребенок стоит на четвереньках, облокачиваясь на Вашу ногу

Сядьте на пол, раздвинув ноги или согнув их как на картинке, и облокотитесь спиной. Положите ребенка лицом вниз на нижнюю часть ноги. Поставьте ноги ребенка так, чтобы колени находились под ягодицами. Одной рукой придерживайте ребенка за ягодицы, другой отодвиньте его руки вперед. Положите их на пол так, чтобы ребенок мог оттолкнуться от него.

 

 

Правильное положение:

  • Голова не опущена
  • Тело выпрямлено
  • Руки выпрямлены, расположены по ширине плеч
  • Ладони не сжаты в кулак, пальцы направлены вперед
  • Колени на уровне бедер, ноги параллельны друг другу

Упражнение поможет: 

  • Укрепить мышцы плеч, рук, ягодиц и ног, во время отталкивания ребенка
  • Укрепить мышцы тела и спины
  • Улучшить чувство равновесия

Идеи для игры:

Аккуратно раскачивайте ногу, на которой лежит ребенок, напевая веселую песню или притворяясь лошадкой (это поможет ребенку понять, как переносить вес тела). Можно положить книгу перед ребенком и читать ее вместе. Помогайте ребенку дотянуться до книги. Также можно дать ему плюшевую игрушку или магнитофон (чтобы ребенок почувствовал его вибрацию).

Ребенок учится стоять, поднимаясь с Ваших колен

 

 

Сядьте на колени или по-турецки на пол перед диваном, табуретом или журнальным столом. Посадите ребенка на колени, убедившись, что его ступни ровно стоят на полу и что угол между его ягодицами и коленями равен 90°. Держа ребенка за ягодицы, помогите ему дотянуться до столика или табурета. Затем приподнимите тело ребенка вперед и вверх, выпрямив его ноги. Позвольте ребенку самому делать упражнение, насколько он может. Когда ребенок научится вставать самостоятельно, Вам больше не нужно будет придерживать его. Также можно научить ребенка садиться назад на Ваши колени.

Правильное положение:

  • Голова прямо
  • Тело выпрямлено
  • Ноги согнуты на 90°, ступни ровно стоят на полу
  • Ладони не сжаты в кулак, пальцы направлены вперед
  • Руки вытянуты вперед и опираются на столик или табурет
     

Упражнение поможет:

  • Улучшить координацию и чувство равновесия
  • Укрепить мышцы тела, спины и ног
  • Научить ребенка перемещать вес тела назад и вперед

 Идеи для игры:

Положите фигурки разной формы на пол перед ребенком, а коробку с отверстиями для фигурок положите на стол. Пусть ребенок садится, чтобы взять фигурку, и встает, чтобы положить ее в коробку. Можно использовать и другие игрушки, которые нужно собирать (напр. кольца на палочке, кукла и кукольный домик, машинки и гараж).

Примечание: Упражнение стоит начинать, когда ребенок уже умеет сидеть и может самостоятельно стоять, держась за что-либо.

Ребенок стоит на четвереньках, поддерживаемый Вашими руками

Сядьте на пол, обопритесь спиной на диван, раздвиньте ноги. Поставьте ребенка на четвереньки перед собой. Одной рукой придерживайте его за живот, другой возьмите за ягодицы. Используя одну руку для поддержания ребенка, второй сгибайте и разгибайте его колени.

 

 

Правильное положение:

  • Голова не опущена, тело выпрямлено
  • Руки ребенка выпрямлены, расставлены на ширине плеч
  • Пальцы рук направлены вперед
  • Колени на ширине ягодиц, ноги параллельны друг другу
     

Упражнение поможет:

  • Укрепить мышцы плеч, рук, ягодиц и ног, во время отталкивания ребенка
  • Укрепить мышцы тела и спины
  • Улучшить чувство равновесия
     

Идеи для игры:

Чтобы помочь ребенку научиться перемещать вес тела, с помощью рук раскачивайте его вперед и назад, опираясь на руки и колени. Можно положить перед ребенком мячик или плюшевую игрушку и помочь ему достать и потрогать их.

Наклоны (укрепляют мышцы спины)

Сядьте на пол, на колени. Поставьте ребенка между своих ног лицом от себя, так чтобы бедра ребенка были прижаты к вашей груди. Обхватите одной рукой ноги ребенка (чтобы он не падал), а второй рукой надавите на спину ребенка, чтобы он наклонился максимально вперед. Как только вы наклонили ребенка, то убирайте руку со спины, а только придерживайте за ноги. Ребенок должен начать пытаться подняться. Как только ребенок поднялся, наклоните его вновь. Делайте это упражнение столько, сколько сможет сам ребенок.

Ребенок стоит, полностью поддерживаемый вами

Сядьте на пол или на диван раздвинув ноги и облокотившись спиной. Поставьте ребенка между своих ног лицом от себя. Держите его за живот — положите одну руку ему на грудь, для удержания тела в вертикальном положении, а другую на колени, чтобы предотвратить их сгибание. Убедитесь, что руки ребенка опущены и не блокированы вашими, и что его ступни стоят параллельно полу.

 

 

Правильное положение:

  • голова не наклонена
  • тело выпрямлено
  • ноги на ширине плеч
  • носки смотрят вперед
  • руки опущены
     

Возможные ошибки:

  • ноги сильно раздвинуты, перекрещены или расположены слишком близко друг к другу
  • тело наклонено
  • ребенок стоит на цыпочках
     

Упражнение помогает:

  • укрепить мышцы тела, спины, бедер и ног
  • улучшить контроль равновесия тела и ног
  • почувствовать вес тела
  • руки свободны для игры
     

Идеи для игры:

Аккуратно раскачивайте своё тело влево-вправо, вперед-назад, напевая песню, чтобы ребенок ощутил вес своего тела. Можно сесть напротив зеркала или журнального столика и позволить ребенку дотянуться до них.

Упражнение, в положении лежа: ребенок располагается на вашей груди

Положите свою голову на подушку, если вы лежите на спине. Положите ребенка себе на грудь лицом к вам. Поддерживайте грудь ребенка своими руками, чтобы помочь малышу опереться на локти. Когда ребенок это сделает, придержите его чуть ниже спины руками, для того чтобы помочь ему научиться поднимать грудь.

 

 

Положение ребенка во время упражнения:

  • голова поднята кверху, подбородок выставлен вперед, тело выпрямлено
  • руки находятся под телом, локти ниже уровня плеч
  • руки вытянуты перед собой
  • ноги выпрямлены и зафиксированы
     

Упражнение помогает:

  • развить управление головой
  • развить мышцы рук и плеч
  • развить мышцы спины
  • научить ребенка лежать на животе
     

Игровая форма проведения занятия:

Заставьте ребенка поднять голову и опереться на руки с помощью пения, разговора с ним или различных забавных звуков, можете попробовать строить смешные рожицы. Осторожно покачайтесь, чтобы ребенок учился балансировать и находиться в движении. Дайте ребенку дотронуться до вашего лица и пощупать его. Это упражнение можно выполнять и не только лежа, родитель может просто облокотиться на кушетку, опереться о подушку или откинуться в кресле.

Ребенок находится на ваших скрещенных ногах.

Сядьте на пол и скрестите ноги, обопритесь ногой на кушетку. Посадите ребенка к себе на колени, убедитесь, что спина ребенка находится к вам как можно ближе. Это поможет малышу держать спину прямо и ноги вместе. Свесьте ноги ребенка перед вашими, сдвиньте его колени таким образом, чтобы его ступни оказались на полу. Убедитесь, что плечи ребенка опущены и руки вытянуты вперед. Если голова ребенка чуть-чуть заваливается на бок или отворачивается , а так же тело наклоняется вперед, используйте свою руку, чтобы поддержать ребенка за грудь. Это поможет ему держаться прямо.

 

 

Положение ребенка во время упражнения:

  • голова поднята кверху, находится на одной линии с телом, подбородок выставлен вперед
  • тело выпрямлено
  • плечи слегка опущены, руки вытянуты вперед
  • ребенок сидит на ягодицах, а не на копчике
     

Упражнение помогает:

  • развить управление головой
  • развить чувство баланса
  • развить мышцы тела
  • уменьшить, а иногда и полностью выпрямить осанку у детей с напряженными мышцами спины
     

Игровая форма проведения упражнения:

Спойте детскую песенку, при этом играя с пальцами ребенка. Помогите ребенку соединить или разъединить игрушки, выполненные по типу конструктора. Слегка покачайте ногами, имитируя езду на автомобиле, при этом помогайте ребенку балансировать.

Сидя на полу.

 

 

Сядьте на пол и поместите ребенка между своими ногами. Одна нога может служить опорой для малыша, а другая — сидением. Поощряйте и приветствуйте наклоны ребенка вперед.

Ребенок сидит на полу рядом с кушеткой, для упражнения используется коробка или столик.

Вырежьте в одной из сторон коробки отверстие размером примерно 25 на 30 сантиметров. Посадите ребенка на пол таким образом, чтобы он с выпрямленными ногами сидел спиной к кушетке. Убедитесь, что бедра ребенка наклонены под углом 90 градусов по отношению к икрам. Ребенок должен сидеть на ягодицах, а не на копчике. Поместите коробку над ногами ребенка вырезанной стороной к нему и придвиньте её так, чтобы коробка оказалась близко к груди малыша. Положите руки ребенка на коробку. Положите подушки с обеих сторон от ребенка, если ему требуется опора, чтобы сидеть ровно.

 

 

Положение ребенка во время упражнения:

  • голова поднята кверху, находится на одной линии с телом, подбородок выставлен вперед
  • тело выпрямлено
  • руки вытянуты перед собой и лежат на коробке
  • ребенок сидит на ягодицах, а не на копчике
     

Упражнение помогает:

  • развить чувство баланса
  • развить мышцы тела,
  • приучить ребенка самостоятельно сидеть
     

Игровая форма проведения занятия:

Изобразите из себя барабанщика, используя деревянные ложки или погремушки. Выложите на коробку игрушки, чтобы ребенок мог их трогать, играть.

Упражнение в положении лежа на животе, опираясь на полотенце.

 

 

Сверните в длину полотенце средних размеров и поместите его под грудь ребенка для создания опоры. Вытяните руки ребенка перед ним так, чтобы они оказались параллельно скрученному полотенцу. Если ребенку нужна большая помощь, чтобы опираться на ладони и локти, поместите свою руку чуть ниже спины малыша и осторожно надавите ладонью вниз.

Упражнение помогает:

  • развить управление головой
  • развить мышцы рук и плеч, когда ребенок опирается на локти
  • развить мышцы плеч

Игровая форма проведения упражнения:

Чтобы заставить ребенка поднять голову и опереться на локти, поставьте на пол перед ним зеркало или разложите цветные картинки, чтобы ребенок мог их рассматривать. Потрите о ребенка мягкую игрушку и дайте ему почувствовать её.

Обучение ребенка искать точку опоры, лежа на ваших коленях.

Сядьте на пол или кушетку, держите спину напротив кушетки. Положите ребенка лицом вниз на ваши колени. Помогите малышу вытянуть руки перед собой и поместите его ладони на пол или диванную подушку. Поместите свою ладонь чуть ниже спины ребенка, чтобы уберечь его от падения с ваших коленей. Аккуратно покачивайте коленями, чтобы ребенок приподнял голову и оперся руками на пол.

Примечание: Если ребенок маленького роста и не достает руками до пола, подложите книгу сбоку от ваших ног прямо под руки малыша.

 

Положение ребенка во время упражнения:

  • голова находится в вертикальном положении на одной линии с телом, туловище выпрямлено
  • руки опущены ниже тела, локти находятся ниже уровня плеч, ладони ниже уровня локтей, пальцы вытянуты вперед
  • ноги выпрямлены и зафиксированы, находятся параллельно друг другу.
     

Упражнение помогает:

  • развить управление головой
  • развить мышцы спины, рук, плеч
     

Игровая форма:

Разложите цветные картинки на полу, чтобы ребенок смотрел на них. Положите на пол книгу и прочитайте малышу сказку. Покачайте ногами взад-вперед, напевая детскую песенку. Покатайте рядом с ребенком машинку или запустите волчок.

Сидя на стуле

 

 

Посадите своего ребенка на стул или низкий столик так, чтобы ноги не касались пола. Заставьте двигаться его за игрушкой, при этом следя за равновесием.

Сидя на стуле

 

 

Посадите своего ребенка на стул, чтобы ступни касались пола. Играйте в игры с движениями во всех направлениях: вперед, к полу, в стороны, назад.

Как научить ребенка садиться на пол из положения стоя

 

 

Поставьте ребенка перед столиком, стулом или диваном, положите руки ребенка на столик, стул или диван. Поддерживайте ребенка — одна рука на попе, вторая — на животе. Для того, чтобы побудить ребенка сесть на пол, положите на пол какие-нибудь игрушки, чтобы он к ним стремился. Затем потяните ребенка по диагонали назад и вниз, чтобы он в итоге шлепнулся на попу. Позвольте ребенку повторять это действие столько, сколько он захочет.

Совет:

  • голову держите прямо на одной линии с телом
  • тело — прямо в положении стоя
  • бедра и ноги прямо, стопы стоят плотно на полу
  • руки вперед
     

Идеи для игры: поставьте игрушки, машинки, кубики на стол и заставьте ребенка сбросить их на пол. Затем помогите ребенку сесть, чтобы собрать их.

Ребенок, стоящий на коленях, опирающийся на вашу ногу

 

 

Сядьте на пол, прислонившись спиной к дивану. Согните одну из ваших ног в колене и подтяните к себе. Поставьте ребенка на колени возле вашей ноги. Убедитесь в том, что колени, ноги и тело ребенка находятся прямо перед вашей ногой, насколько это возможно близко. Положите руки ребенка на ваше колено и поддерживайте тело и грудную клетку ребенка своей ногой. Следите за тем, чтобы бедра ребенка были прямые, для чего положите одну руку ему на попу. Вторую руку используйте, чтобы показать ребенку игрушку

Помогает:

  • развить мышцы тела
  • развить чувство равновесия в ногах и теле
  • руки свободны для игры
     

Идеи для игры:

Сыграйте в «отбери» с любимой игрушкой. Помогите ребенку повозить машинку по вашей ноге. Для того, чтобы научить ребенка держать равновесие, немного покачайте ногой вперед и назад, при этом пойте.

Упражнения на равновесие и баланс просто жизненно необходимы, особенно если поврежден мозжечок (отвечает за координацию движений). Простые тренировки тела оказывают эффективное воздействие на мозг.

Ребенок, стоящий на полу перед перевернутой коробкой или корзиной для белья

 

 

Сядьте на пол перед детским стульчиком, перевернутой коробкой или корзиной для белья, и поставьте ребенка перед ними. Положите руки ребенка наверх стула, коробки или корзины, чтобы он мог использовать их для поддержки. Чтобы бедра ребенка были прямые, поддерживайте его руками за попу. Положите на стул, коробку или корзину игрушки.

Совет:

  • голова — прямо, на одной линии с телом, подбородок поднят
  • туловище прямо в положении сидя
  • бедра и голени прямо, сомкнуты вместе
  • стопы плотно прижаты к полу, носки — прямо
  • руки прямо, ладошки на коробке.
     

Избегайте:

  • ноги стоят далеко друг от друга или слишком близко, скрещены
  • бедра и туловище наклонены к опоре
  • колени сведены, стоит на носках
     

Помогает:

  • развить чувство равновесия в ногах и туловище
  • развить мышцы туловища, спины, ягодиц и ног
  • ощутить ребенку вес собственного тела, стоя на ногах
  • освободить руки для игры или поддержки тела.
     

Идеи для игры:

Заставьте ребенка притвориться барабанщиком и постучать погремушками или деревянными ложками по коробке, стулу. Заставьте ребенка покатать машинки или поиграть кубиками. Если игрушка упала, помогите ребенку сесть или наклониться, чтобы подобрать её. Для веселья оставьте отпечатки краски или пены на стуле, коробке.

Учим ребенка переносить свой вес с позиции «сидя» на коленки и руки

 


 

Сядьте на пол, скрестив ноги или вытянув одну из них. Облокотитесь спиной на что-нибудь типа дивана и посадите ребенка перед собой лицом от вас. Одной рукой придерживайте ребенка за попу, а другой рукой за грудь. Чтобы заставить ребенка встать на коленки, упираясь ручками на пол, приподнимите его бедро одной рукой и переместите его чуть вперед. Используйте свою другую руку, чтобы поддерживать ребенка, когда он переносит свой вес на свои ручки. Чтобы вернуть ребенка в исходную позицию повторите движение в обратном направлении. Ребенок должен вернуться в вертикальную позицию сам, и, если это необходимо, направляйте движения ребенка одной рукой. После повтора данного упражнения несколько раз, позвольте ребенку сделать его самому, совмещая данное упражнение с поворотами вправо или влево.

Нужно:

  • держать голову прямо
  • сидеть прямо
  • колени согнуты
  • коленки под бедрами, руки прямые, ниже плеч, когда ребенок в нужной позиции
     

Помогает:

  • развить мускулатуру тела
  • развить координацию
  • учиться переносить вес своего тела на колени и руки и возвращаться в исходную позицию.
     

Как можно разнообразить упражнение:

Поместите рядом с ребенком, но вне его досягаемости какую-нибудь игрушку. Можете дать ребенку мячик, и после того, как он его бросит, пусть он доползет до него, возьмет и бросит снова.

Примечание: Попробуйте это упражнение, когда ребенок сможет сидеть самостоятельно, а так же сможет сам передвигаться на коленках с позиции «лежа на животе.

Источник: http://dcp-help.ru/forum/viewtopic.php?f=15&t=26#p33

 

0

Автор публикации

не в сети 7 дней

admin

0
Комментарии: 0Публикации: 627Регистрация: 29-01-2019
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля