«First.School — Первая школа современных родителей»

Автономная некоммерческая организация «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (далее — Агентство) в рамках стратегической инициативы «100 лидеров развития новых подходов в образовании» сопровождает реализацию проекта «First.School — Первая школа современных родителей».

Реализация Проекта предполагает использование молодыми семьями платформенного решения для освоения программ детского развития в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка. Онлайн- платформа содержит различные обучающие курсы, марафоны и чат поддержки.

Для удобства использования создано приложение для мобильных телефонов, включающее в себя, помимо курсов и марафонов онлайн-платформы, ежедневные игры-упражнения по всем сферам для гармоничного развития ребенка, а также содержащие задания для мам и чек-листы, контролирующие успешное освоение навыков ребенком. Персонализация продукта формируется на основании заполнения и автоматической обработки чек-листов, что. в свою очередь, позволяет родителю оценить успехи и освоенные навыки в каждый возрастной период. Платформа оснащена функцией обратной связи «эксперт-родитель», которая содействует формированию чувства безопасности и уверенности в процессе обучения.

Реализация проекта способствует повышению уровня информированности родителей о развитии детей раннего возраста, созданию условий для персонализации развития в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Особенно важно, что Проект направлен на вовлечение родителей в процесс воспитания и психического развития детей.

Проект получил положительное экспертное заключение Санкт- Петербургского государственного университета. (Заключение прилагается ниже) 

Заключение

на систему информационных материалов для развития детей младенческого и раннего возраста «Методика First.School»

Система информационных материалов «Методика First.School», представленная для экспертного заключения, является частью платформенного решения, предназначенного для родителей (биологических, замещающих, опекунов, далее — родителей) детей младенческого и раннего возраста и направленного на комплексное развитие ребёнка. «Методика First.School» построена таким образом, что родитель получает возможность перед ее использованием пройти скрининг развития ребенка и на основе своих ответов получить индивидуализированную программу в зависимости от возраста и развитых на момент скрининга умений ребенка.

Для экспертизы было представлено 900 упражнений, направленных на развитие психических сфер ребенка первого года жизни, а именно психомоторного развития (крупной и мелкой моторики), речевого, сенсорного, социального, когнитивного развития. Для ребенка в период новорожденности разработана серия заданий, направленных на предоставление родителям информации об особенностях ухода за ребёнком данного возраста. Кроме упражнений к экспертизе представлено 13 чек-листов, позволяющих родителю провести скрининг развития своего ребенка и составить индивидуализированный план занятий. Всего для экспертного заключения был представлен текст общим объемом 250 страниц (шрифт Calibri, размер 11, межстрочный — полуторный).

Цель данной экспертизы — оценить соответствие предлагаемых упражнений особенностям развития ребенка в период новорожденности, младенческого и раннего возраста; современным представлениям о психическом здоровье ребенка, особенностям взаимодействия ребенка с его близким взрослым (далее — родителем).

Заключение

Представленные к экспертизе упражнения разделены на подпериоды, то есть охватывают каждый месяц развития ребенка. Некоторые упражнения повторяются, поскольку определённые навыки могут начать развиваться в определенном возрасте и продолжать наблюдаться в последующие возрастные промежутки в течение 1-3 месяцев. Упражнения в каждом месяце разделены по сферам психического развития ребенка, а именно — психомоторное развитие (включая крупную и мелкую моторику), сенсорное, когнитивное, речевое, социальное развитие, а также авторами предлагаются игровые упражнения для развития навыков самообслуживания у ребенка.

Каждое упражнение сопровождается описанием задач, которое оно решает, а после описания упражнения родителям предлагается список материалов, необходимых для выполнения задания. Само описание упражнения включает в себя исходное положение ребенка (например, «положите ребенка на спину»), подробное изложение последующих действий, а также варианты использования упражнения в течение месяца. Особое внимание уделяется реакциям ребенка на те или иные действия (например, тело ребенка напрягается, ребенок отворачивается, морщится, пр.) и тому, как родитель должен учитывать эти реакции и корректировать свои действия (например, сбавить темп, попробовать игрушку с другим звучанием, выполнить задание в другой раз, пр.). Это позволяет направлять внимание родителей не только на «правильное» выполнение предлагаемых заданий, но способствует фокусировке на потребностях ребенка, развитии чувствительности и отзывчивости родителей, что является крайне важным в первые годы жизни ребенка. Внимание к сигналам ребенка позволит избежать гиперстимуляции, что нередко свойственно родителям с высокой требовательностью по отношению к своим детям. Подробные инструкции к упражнениям, представленные авторами, позволяют сделать задания безопасными для ребенка при условии соблюдения родителями всех рекомендаций.

Отдельным преимуществом «Методики First.School» является направление внимания родителей на комментирование действий ребенка, следование за его инициативой, что является значимым для развития у ребенка представлений о себе, своем теле, чувствах, реакциях, формирования навыков саморегуляции и адекватной самооценки. В конце некоторых упражнений авторами предлагаются вариации описанных заданий в зависимости от предпочтений матери и ребенка.

Хочется обратить внимание на то, что упражнения, направленные на физическое развитие, прописаны более детально, чем те, которые способствуют развитию речи, коммуникации, социальных функций. Несомненно, последние требуют не только письменного описания, что делать с ребенком, но и учета его реакций, контекста; необходимо обращать внимание родителя на подстраивание под особенности ребенка, гибкое реагирование, что крайне сложно описать в тексте.

Поэтому, для повышения эффективности программы развития необходимо добавить в систему информационных материалов «Методика First.School» видео инструкции к игровым упражнениям, чтобы родитель мог правильно выполнить то, что написано в задании. Это позволит снизить риск травмирования ребенка в процессе занятий, акцентировать внимание родителей на следование за сигналами, которые посылает ребенок. Несмотря на то, что вопрос безопасности описан в тексте, родителям необходимо дополнительно видеть, как те или иные упражнения выполняет специалист или опытный родитель, корректировать свои действия с учетом индивидуальных особенностей ребенка, его физического и эмоционального состояния на момент выполнения упражнений.

Помимо этого, рекомендуется добавление к представленной системе информационных материалов функции обратной связи «родитель-специалист», которая позволит родителю быть в контакте со специалистами в процессе обучения, получать ответы на вопросы, возникающие в ходе использования предлагаемых упражнений. Важным дополнением к онлайн формату будут являться очные встречи родителей и ребёнка со специалистами, в ходе которых специалист сможет наблюдать и, при необходимости, корректировать действия родителя (значимого взрослого), помогая избежать неточного понимания родителями инструкции и, как следствие, нарушения взаимодействия с ребенком.

Авторам программы, как специалистам, работающим с детьми раннего возрастного периода и их близкими взрослыми, рекомендовано повышение квалификации в данной области с посещением курсов, читаемых сотрудниками кафедры психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей («Ребенок раннего возраста», «Принципы заботы с уважением», «Взаимодействие и привязанность»), и профессиональная супервизия.

В целом система информационных материалов «Методика First.School» является довольно простым и понятным инструментом для использования не только родителями, но и другими взаимодействующими с ребенком взрослыми (бабушками, дедушками, нянями, воспитателями яслей, специалистами центров раннего развития). Однозначным преимуществом является комплексный подход, способствующий развитию всех психических сфер ребенка в процессе игрового взаимодействия. «Методика First.Sc boo)» может рассматриваться как решение, позволяющее взрослым, ухаживающим за детьми раннего возраста, познакомиться с новыми идеями и вариантами развития ребенка в разных областях и являться дополнительным инструментом, сопровождающим занятия с ним как в домашних условиях, так и в рамках образовательных учреждений и центров развития ребенка.

 

 

0

Автор публикации

не в сети 3 дня

Татьяна Хромова

0
Комментарии: 0Публикации: 416Регистрация: 26-11-2019
Авторизация
*
*
Генерация пароля