Что важно при работе с детьми в спектре аутизма?

Это основы:
————————
1. Этапы развития. Есть общие этапы для всех детей в мире. 
Первый этап: младенец учится быть спокойным, уравновешенным, и открытым для общения. Дети с типичным развитием начинают приобретать эти навыки в возрасте 0-3 месяцев. 
Второй этап: ребенок учится быть в теплых эмоциональных отношениях с родителями (при типичном развитии возраст 2-5 месяцев).
Третий этап: двух-сторонняя коммуникация. Ребенок учится общаться и выражать чувства звуками и жестами (при типичном развитии возраст 4-10 месяцев)
Четвертый этап: много циклов общения и совместное решение проблем (при типичном развитии 10-18 месяцев)
Пятый этап: тут уже дети начинают пользоваться словами для общения, играют в символические игры, создают свои идеи и т.д. (при типичном развитии 18-30 месяцев)
Есть и дальнейшие этапы, опишу в другом посте.
————————


2. Индивидуальные особенности каждого ребенка.
Например, то как ребенок обрабатывает сенсорную информацию. То, как он реагирует на разные ощущения. 
Это не у всех одинаково, а наоборот, бывает очень по-разному.
Есть дети, которые лучше понимают и воспринимают информацию на слух. А есть те, кому надо все показывать визуально, например в виде картинок.
Есть те, кто воспринимает легкое прикосновение так, как будто их ударили, а есть те, кому нужны сильные ощущения для того, чтоб они хоть что-то почувствовали.
Есть дети, которым надо крутиться или махать руками, чтоб успокоиться. 
Бывает очень по-разному и необходимо с этим считаться.
————————
3. Отношения.
Самое главное развитие ребенка происходит не тогда, когда он делает задания по карточкам или играет сам с игрушками.
А тогда, когда ребенок общается с близкими людьми. То есть с теми, с кем у ребенка налажена связь и теплые эмоциональные отношения.
Именно через это общение, наполненное смыслом и эмоциями, и происходит продвижение ребенка по этапам развития.


Можно работать с детьми на коврике, а можно за столом. Да, иногда бывает, что как раз за столом происходит самое лучшее и естественное общение с ребенком, так как дети бывают разные!
Можно называть свои методы как угодно. В наше время все очень расплывчато. Методы меняются, и есть насчет этого очень много споров в интернете (например методы ABA могут выглядеть очень по-разному).
Если специалист учитывает в своей работе этапы развития, если принимает во внимание индивидуальные особенности ребенка, и если его взаимодействие с ребенком основывается на теплых отношениях и на общении — скорее всего такой специалист поможет ребенку!
Это и имеют в виду, когда говорят, что главное не метод, а человек.
————————
А вот несколько примеров того, как эти основы могут не учитываться:
— Ребенка учат говорить слова. Но ребенок еще не выражает свои намерения звуками или жестами, не умеет играть вместе с родителем и т.д. То-есть мы учим ребенка тому, что он должен делать на 5-ом этапе. А он еще не приобрел базу. Не освоил еще то, что при типичном развитии осваивают ДО ТОГО, как начинают говорить слова. 
Это не значит, что такого ребенка не надо учить использовать слова. Но базу ведь тоже надо строить. А то получится как будто мы строим крышу для дома, который еще не построен.
— Ребенка учат сидеть за столом и выполнять задания. Но ему очень тяжело сидеть. Если специалист будет просто настаивать, чтоб ребенок сидел, не пытаясь понять причину трудности, вряд ли это будет эффективно. Возможно этому ребенку нужен другой стул или специальная подушка. Или ему надо вставать и бегать каждые 5 минут. Или нужен массаж ног. Не учитывая индивидуальные особенности, учитывая только внешние проявления (поведение), вряд ли мы поможем ребенку.
— Ребенок на том этапе, когда самое главное — это развивать у него умение общаться, с теплотой и эмоциями, с близкими людьми. А его вместо этого «натаскивают» на какие-то навыки. Это вряд ли поможет ребенку продвинуться по этапам развития (а может даже и навредит).
Но разве не надо обучать ребенка конкретным навыкам? Пользоваться туалетом, сидеть за столом, говорить слова, пользоваться альтернативной коммуникацией, собирать паззл… Все это — важные навыки. И им надо обучать, конечно. 
Но это не должно быть ВМЕСТО того, чтоб учить ребенка общаться, тепло и эмоционально взаимодействовать с близкими людьми. Обучение навыкам должно быть дополнительно к обучению общению. А не вместо. 
————————
Пост частично основан на книге «Engaging Autism» Greenspan & Wieder

Источник: https://www.facebook.com/1787781898203124/photos/a.1787786298202684/2185521328429177/?type=3&theater&ifg=1

0

Автор публикации

0
Комментарии: 0Публикации: 45Регистрация: 18-12-2018
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля