5 Урок. ИГРОВАЯ И СКАЗКО-ТЕРАПИЯ. Арт-терапия и кинезотерапия в повседневной реабилитации детей-инвалидов в домашних условиях.

 

Игровая терапия

«Игра – это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка.»

Л. С. Выготский.

Игровая терапия — метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром — игра.

Игра — это произвольная, внутренне мотивированная деятельность, предусматривающая гибкость в решении вопроса о том, как использовать тот или иной предмет. Игра является для ребенка тем же, чем речь является для взрослого. Это средство для выражения чувств, исследования отношений и самореализации. Игра представляет собой попытку ребенка организовать свой опыт, свой личный мир. В процессе игры ребенок переживает чувство контроля над ситуацией, даже если реальные обстоятельства этому противоречат в процессе.

Игры имеют большое значение в психическом развитии детей с ограниченными возможностями, развивая произвольное внимание, память, воображение, творчество. Одним из направлений социокультурной реабилитации является игротерапия – это набор игровых методик, средств, форм, ситуаций. Являясь уникальным средством реабилитации, игротерапия может выполнять функции социализации, коррекции и развития, воспитания, адаптации, релаксации. В нашем Центре наработан опыт по игротерапии с детьми среднего дошкольного возраста.

Основные задачи игровой терапии таковы:

  • облегчение психологических переживаний ребенка;
  • укрепление собственного Я ребенка, развитие чувства самоценности;
  • развитие способности эмоциональной саморегуляции;
  • восстановление доверия к взрослым и сверстникам, оптимизация отношений в системах «ребенок — взрослые», «ребенок — другие дети»;
  • коррекция и предупреждение деформаций в формировании личности;
  • коррекция и профилактика поведенческих отклонений.

Существуют следующие виды игротерапии:

1. Театрализация:

  • театр обычных образных игрушек (настольный);
  • театр игрушек;
  • теневой театр;
  • пальчиковый театр;
  • плоскостной театр;
  • театр перчаток и гольфов.

2. Игры с элементами импровизации

Это игры с постановкой сюжета через игрушки, с активной ролью самого ребенка, когда ребенок один из главных героев. Это могут быть и бытовые игры: дочки – матери, гости, больница, школа, урок, магазин и т.д. А также игры, которые помогут ребенку пережить эмоциональные сложности, и такие истории могут носить также тематический характер: дружба, любовь, смерть и т.д. Целесообразность театрализованной игры с детьми с нарушением развития обусловлена тем, что этот вид деятельности и общения является наиболее органичным и освоенным детьми любого возраста. Ребенок может опробовать себя в конкретной социальной роли, установить коммуникативные связи, овладеть социальными навыками. Для детей, имеющих комплексные нарушения опорно-двигательного аппарата, нервно-психического развития, аутизм, характерны: нежелание принимать участие в групповой деятельности, страх, смятение, замкнутость. Все это мешает детям социализироваться и интегрироваться в общество. Игротерапия помогает детям эмоционально раскрепоститься, развить положительные личностные качества.

Чтобы результаты детей были максимально положительными, игротерапия должна нести системный характер. Для этого необходимо придерживаться определенного плана организации игры:

Этапы развития игры:

1. Вначале мы подбираем произведение для театрализации.

2. Далее читаем или рассказываем его, рассматриваем иллюстрации.

3. Проводим упражнения (этюды) в движениях, соответствующих взятой каждым ребенком роли.

4. Пробуем играть, ведущим на данном этапе является взрослый, направляем ребенка, следим за последовательностью событий, исправляем реплики, поощряем.

5. Анализируем, что же у нас получилось, что делал каждый из игроков, какие эмоции и чувства испытывал, какое у него настроение.

И главное помнить, что именно игра является самым естественным видом деятельности для ребенка дошкольного возраста, но в случаях имеющихся особых потребностях в развитии ребенка, этот период увеличивается, и игра еще долго остается для ребенка значимым видом деятельности, и именно через игру можно отработать важные социальные навыки, помочь ребенку справиться с трудностями, и увидеть новые ресурсы и пути развития тех или иных жизненных ситуаций.

Сказкотерапия

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и построение взаимодействия через речь с окружающим миром. Это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Плюс это и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой проявляются новые черты личности, а главное, может появиться чувство защищенности.

Наши предки использовали сказкотерапию для детей несознательно, через сказки передавая ребенку жизненный опыт, отношение к миру, моральные нормы и принципы, обычаи и традиции. Сказка в этом случае выполняла те же функции, что и колыбельные для детей. Современная же сказкотерапия для детей направлена не только на развитие ребенка, но и на направленную помощь в трудных жизненных ситуациях. Таким образом, сказкотерапия — это лечение сказками, при котором происходит совместное с клиентом открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими.

Сказкотерапия может помочь ребенку во многих аспектах жизни, среди них можно выделить несколько основных:

  • развитие творческого воображения, восприятия, логического мышления, памяти, внимания и речи;
  • тренировка выразительной речи, мимических и пантомимических выражений эмоций;
  • воспитание эмпатии (сопереживания).
  • расширение личностного опыта;
  • снятие напряжения, переживание травмирующих ситуаций и поиск выхода из них.

Разновидности сказок:

1. Народные сказки, они несут множество идей, изложенные первозданным образным языком:

  • Окружающий нас мир – живой. Эта идея важна для формирования бережного и осмысленного отношения к тому, что нас окружает, начиная от людей и заканчивая растениями и рукотворными вещами.
  • Ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно, они имеют право на собственную жизнь. Эта идея важна для формирования чувства принятия другого.
  • Разделения добра и зла, победа добра. Эта идея важна для поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему.
  • Самое ценное дается через испытание, а то, что дается даром, может быстро уйти. Эта идея важна для формирования механизма целеполагания и терпения.
  • Вокруг нас множество помощников, но они приходят на помощь только в том случае, если мы не можем справиться сами. Эта идея важна для формирования чувства самостоятельности, а также доверия к окружающему миру.

Все эти идеи нужно показать ребенку через сказку, и терпеливо раз за разом при прочтении сказки, или проигрывании сказки доносить ему смысл сказки. Народные сказки бывают: бытовые, сказки-загадки, сказки-басни, сказки-страшилки, сказки о взаимодействии человека и животных, притчи, сказки о животных, мифологические сюжеты, волшебные сказки.

2. Авторские или художественные сказки — это произведение, сочетающее в себе разумное начало и фантазию. Они также бывают различны:

  • художественные волшебные;
  • художественные о животных;
  • художественные бытовые;
  • художественные страшные;
  • психотерапевтические сказки расказывают о проблемах и переживаниях человека);
  • дидактические сказки (обучающие);
  • психокоррекционные (создаются для мягкого влияния на ребенка).

Существуют некоторые особенности сказкотерапии с детьми:

Для сказкотерапии может быть предложена любая сказка, которую нужно прочитать вслух или проиграть. При этом ситуация в сказке не должна иметь правильного готового ответа, ребенок должен при помощи взрослого или сам проследить ее смысл. Также ситуация должна содержать актуальную для ребенка проблему, «зашифрованную» в образном ряде сказки. Ситуация и вопрос должны быть построены и сформулированы так, что бы побудить ребенка самостоятельно строить и прослеживать причинно-следственные связи.

Также важно выделить и несколько приемов работы со сказками, которые могут быть использованы родителями в домашних условиях:

1. Анализ сказки — это осознание и интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, поведением героя. Для этого выбирается известная сказка, и по ней задаются вопросы:

  • про кого эта сказка?
  • кто из героев тебе больше всего понравился? кто не понравился?
  • как ты думаешь, почему герой совершил этот поступок?
  • кто в сказке плохой герой?
  • а почему он плохой? и т.д.

Данная форма работы со сказкой может быть использована с ребенком от 5 лет. Конечно, у ребенка может сразу не получиться ответить ни на один вопрос, но родитель или близкий взрослый может помочь ему научиться отвечать сперва на самые элементарные вопросы («кто был в сказке?»), и помогать ребенку осваивать процесс анализа сказки.

2. Рассказывание сказки: в этом случае предложите ребенку рассказать сказку, при этом ребенок может рассказать сказку как от первого лица, так и от второго и от третьего. А также вы можете рассказать сказку ребенку от других действующих лиц, например, сказку о Колобке от имени лисы, то есть так, как ее рассказала бы лиса.

3. Переписывание сказки: когда ребенок или взрослый несколько меняет сюжет или конец, вставляет новых персонажей. Часто это может помочь ребенку найти другой вариант развития событий, который позволяет ему освободиться от внутреннего напряжения.

4. Постановка сказок при помощи кукол: работая с куклами ребенок видит, как каждое действие немедленно отражается на поведении кукол, видит сюжет со стороны, может позволить себе быть другим, испытать новые эмоции и чувства.

5. Сочинение сказок: вы можете сами с ребенком сочинить волшебную страну, где будут только ваши правила и законы, можете сочинить сказку для того, чтобы помочь ребенку пережить сложную для него ситуацию, показать, что он не одинок в своих переживаниях, показать новые выходы из ситуации и просто окунуться именно в тот мир, которого не хватает вашему ребенку.

Использовать сказкотерапию можно с детьми с определенной регулярностью (2-3 раза в неделю), можно прибегать к сказкотерапии тогда, когда вы видите потребность у ребенка в какой-то помощи или поиске ответов на вопросы. И конечно, необходимо поощрять, если ребенок увлекается сказкой и хочет прочитать ее еще раз, проиграть или сочинить свою. Главное помнить, что сказка должна помогать лучше узнать реальность, но не заменять ее для ребенка.

0

Автор публикации

не в сети 1 неделя

admin

0
Комментарии: 0Публикации: 627Регистрация: 29-01-2019
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля