4 Урок. ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ. Арт-терапия и кинезотерапия в повседневной реабилитации детей-инвалидов в домашних условиях.

Песочная терапия

Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Ребенок выступает в песочнице как созидатель — один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам бытия: все приходит и все уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения ребенок достигает состояния душевного равновесия.

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок, тем более с особыми потребностями в развитии, часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!

Песок нередко действует на детей как магнит. Их руки сами, неосознанно, начинают пересыпать и просеивать песок, строить тоннели, горы, выкапывать ямки. А если к этому добавить различные игрушки, тогда у ребенка появляется собственный мир, где он выдумывает и фантазирует, и в то же время учится работать и добиваться цели.

Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние. Так или иначе, наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, это делает его прекрасным средством для «заботы о душе», именно так переводится термин «психотерапия».

Мокрый песок позволяет лепить грандиозные фигуры без мелких деталей, но очень выразительные по силуэту. Из песка можно делать не только дворцы, но и машины, корабли, различные фигурки — скульптурки, украшая их камешками, ракушками, цветными бусинками.

Песочная терапия имеет под собой широкий потенциал, и несет множество функций:

  • снимать напряжение с кончиков пальцев рук и всего тела в целом;
  • проигрывать и переживать травмирующие ситуации в жизни;
  • развить более позитивную Я-концепцию;
  • стать более ответственным в своих действиях и поступках;
  • выработать большую способность к самопринятию;
  • в большей степени полагаться на самого себя;
  • овладеть чувством контроля;
  • развить стрессоустойчивость к процессу преодоления трудностей;
  • развить самооценку и обрести веру в самого себя.

Цель такой терапии — не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой.

Игра ребенка является символическим языком для самовыражения. Манипулируя игрушками, ребенок может показать более адекватно, чем выразить в словах, как он относится к себе, к значимым взрослым, к событиям в своей жизни, к окружающим людям.

Игра в песке дает средства для разрешения конфликтов и передачи чувств. Игрушки вооружают ребенка подходящими средствами, поскольку они являются той средой, в которой может осуществляться самовыражение ребенка. В свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать. Когда он играет свободно, а не по чьей-то указке, он совершает целый ряд независимых действий.

Чувства и установки, которые ребенок, возможно, боится выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную по собственному усмотрению игрушку. Вместо того, чтобы выражать чувства и мысли в словах, ребенок может закопать в песок ту или иную игрушку, ударить, утопить и т.д. Чувства ребенка часто невозможно выразить вербально (словами).

Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее продолжительностью.

Какие дети особенно нуждаются в этой игре?

Дети, имеющие сложности в психическом развитии, конфликты во взаимоотношениях, страхи и др. Как показали исследования, игра с песком обладает психотерапевтическим эффектом, помогая ребѐнку избавиться от страхов, застенчивости, конфликтности в общении и многих других проблем.

Занятия в песке показаны детям с различными видами нарушений: РДА, РДШ, разные виды СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность), патохарактерологическое развитие личности, психопатии, фобии, невротические расстройства.

Можно выделить два вида работы с песком:

  • работа с сухим песком;
  • работа с песком и водой, работа с влажным песком.

Как организовать работу с песком в домашних условиях:

Для проведения песочной терапии в домашних условиях понадобятся:

  • емкость (поднос, тазик или чашка) для песка, она может быть не очень большой, с бортиками, которые будут защищать от высыпания песка, но позволят ребенку до него дотронуться. Под емкость можно постелить клеенку, для дополнительной защиты. Для работы с мокрым песком лучше иметь еще одну отдельную емкость. Песок должен быть желтого или светло-коричневого цвета, песчинки должны быть среднего размера. Песком заполняется 1/3 ящика. Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Перед использованием песок должен быть просеян, промыт и обеззаражен — его нужно прокалить в духовке при температуре 200 градусов в течение 30 минут.
  • Различные миниатюрные фигурки (дома, деревья, люди, животные, машины, предметы обихода, насекомые и т.д.), игрушки, природный материал, текстиль, и т.д.

Действия детей с песком можно условно разделить на 4 типа:

1. Можно использовать песок для мотивации сенсорного развития, так как дети любят занятия с песком, то песок можно использовать как мотиватор, а именно положить в песок различные геометрические фигуры, разноцветные дощечки, дощечки с различной текстурой, и играть с ребенком предлагая ему спрятать фигуры, затем найти квадрат, или разделить фигуры в две стороны по цветам и т.д.

2. Совершение определенных манипуляций с песочной поверхностью (дети заполняют песком формочки, рисуют на песчаной поверхности, делают отпечатки, собирают песок в комочки и создают горки).

3. Проникновение в толщу песка, рытье ямок и тоннелей, прятанье в песок предметов с их последующим извлечением.

4. Организация сюжетов, создание композиции – этот тип работы с песком является самым сложным для ребенка, поэтому идти к нему следует постепенно, формируя не просто манипулирование игрушками в песке, а именно создание сюжета, составление рассказа и анализ ситуаций, возникающих на песке.

При создании песочных композиций песочница позволяет использовать 3 формы художественного творчества: скульптуру, рисунок и отпечатки на песке, а также работу с предметами. Добавление в песок воды позволяет создать весьма пластичный природный оборудование, который может использоваться для моделирования трехмерных форм.

При помощи разных инструментов и рук на песке можно создавать рисунки и отпечатки. Игра с песком позволяет создавать новые образы и не требует специальных умений.

Кроме того песок — прекрасный тренажер, средство для подготовки руки к письму, для овладения специальными движениями.

Мы предлагаем следующие поэтапные направления работы с песком:

  • Ориентировочный этап – мы просто знакомимся с песком, сыплем песок на пальцы и ладони, прячем ладони в песок ребенку, он засыпает ладони вам (развитие взаимодействия), строим горки, разрушаем горки, роем туннели и т.д. При этом стараемся проговаривать все действия и ощущения. После этого можно добавить сенсорные эталоны, стимулируя развитие высших психических функций (мышление, внимание, воображение, память, речь).
  • Переход от предметно-манипулятивной игры к сюжетно-ролевой – на этом этапе мы добавляем игрушки, комбинируем сухой и мокрый песок, показываем ребенку, как мы строим в песочнице историю, или целый мир, составляем рассказ вместе с ребенком.
  • Переход к самостоятельным действиям – это самостоятельное путешествие ребенка по сказочной песочной стране, в которой он уже сам старается создать какую-либо историю. Не нужно опасаться, что историю у ребенка будут сперва примитивны, помогайте ему, подсказывайте, что можно еще придумать в этой истории и какие могут быть варианты развития этой истории. Важно отметить, что на том этапе необходимо постараться ввести ребенку навык действия, то есть управления движениями и событиями в истории, например: утром мама готовит завтрак и дочка помогает ей, а папа собирается на работу.
  • Подготовка к самостоятельной жизни – это самый сложный, но важный момент возможностей песочной терапии, когда на песке вы с ребенком „проигрываете» разнообразные жизненные ситуации. Это могут быть как разнообразные бытовые ситуации, так и ситуации, которые вызывают у ребенка тревогу и страх. Разыгрывая подобные ситуации, вы можете косвенно предложить ребенку новый опыт, прожить эту ситуацию и уменьшить силу тревоги и страха перед сложными жизненными ситуациями в реальности

 

0

Автор публикации

не в сети 1 неделя

admin

0
Комментарии: 0Публикации: 627Регистрация: 29-01-2019
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля