3 Урок. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА. Арт-терапия и кинезотерапия в повседневной реабилитации детей-инвалидов в домашних условиях.

 

Логоритмика

Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и, в конечном итоге, адаптация ребенка к условиям внешней и внутренней среды.

Почему – логоритмика? Все окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для детей форме – ритмических упражнениях и играх.

Ребенок с проблемами в развитии, имея органическую недостаточность ЦНС, обнаруживает отличительные черты в развитии психомоторики уже на первом году жизни. Морфофункциональная неполноценность ЦНС искажает или замедляет ход формирования элементарной ритмичности, которая свойственна детям первого года жизни. При этом задерживается формирование интерсенсорных связей, сочетательного зрительно-двигательного рефлекса, что затрудняет появление цепного двигательного сочетательного рефлекса, который обеспечивает развитие серии движений и организацию двигательного акта.

Структура логоритмических занятий включает в себя развитие памяти, внимания, оптико-пространственных и слуховых функций, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения. В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, а также могут быть упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые и музыкальные игры.

В результате логоритмических занятий реализуются следующие задачи:

  • уточнение артикуляции;
  • развитие фонематического восприятия;
  • расширение лексического запаса;
  • развитие слухового внимания и двигательной памяти;
  • совершенствование общей и мелкой моторики;
  • выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью;
  • развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения;
  • общая релаксация, расслабление ребенка, снятие телесного напряжение, выброс негативной энергии и переживаний.

Кроме коррекционного воздействия, логоритмика как часть музыкальной терапии благотворно влияет на следующие системы организма:

  • Сердечно-сосудистая система;
  • Дыхательная система;
  • Сенсорная система;
  • Речевой аппарат;
  • Гормональный обмен (высвобождение эндорфина);
  • Опорно-двигательный аппарат;
  • Органы слуха;
  • Вестибулярный аппарат.

Логоритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения, и включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них.

Основным принципом всех видов работ является тесная связь движения с музыкой, включение речевого материала. В упражнениях большое внимание уделяется слову. Музыка используется для создания особого метода, направленного на исправление расстройств. Введение слова дает возможность создать целый ряд упражнений, руководимых не музыкальным ритмом, а ритмом в стихотворной форме, позволяющим сохранить при этом принцип ритмичности в движении.

Для проведения логоритмических занятий в домашних условиях мы рекомендуем использовать доступные и распространенные музыкальные композиции Сергея и Екатерины Железновых.

Упражнения для организации занятия можно разделить на следующие группы:

  • вводные – это короткие подвижные песенки, которые способствуют организации ребенка и улучшают кровообращение, подготавливая к определенным двигательным нагрузкам. Например: «Лошадка», «Ежик» (если есть возможность использования массажного мячика для рук).
  • регулирующие мышечный тонус – упражнения, спозволяющие увеличить или снизить тонус мышц отдельных частей тела, например, песенка «Разминка».
  • речевые без музыкального сопровождения – упражнения пальчиковой гимнастики, гимнастики рук, ног, изменение положения туловища при помощи специальных детских стихотворений.
  • активизирующие внимание – упражнения, которые несут в себе развивающий потенциал, развивают внимания, координацию и просто обогащают знание ребенка об окружающем мире, например «Вот носик», «У жирафов пятна».
  • воспитывающие чувство ритма – это песенки – танцы, в которых ребенок выполняет простые танцевальные упражнения, в соответствии с ритмом и словесной инструкцией в песне. Например: «Вместе с нами», «Мороз», «Мы ногами топ – топ», «Паровоз» и т.д.
  • заключительные – это упражнения, направленные на развития процессов торможения и релаксации. Для этого достаточно включить просто приятную и спокойную музыку (звуки природы для малышей, классическая музыка), и предложить ребенку немного отдохнуть после того, как он так хорошо потрудился. Можно просто лечь рядом с ребенком, и вместе закрыв глаза, немного отдохнуть. Также вы можете сделать небольшое релаксационное упражнение, и пока ребенок лежит, проговаривайте и поглаживайте основные части тела, со словами отдыха и расслабления, начиная снизу – пальчики ног, до макушки. Например: отдыхают пальчики ног, отдыхают пяточки, колени отдыхают, расслабляется спинка, отдыхает животик и т.д.

И помните, что использовать упражнения для логоритмики нужно так же, следуя принципу «от самого простого». Регулярность занятий логоритмики так же ориентировочно составляет 2 раза в неделю, с учетом возможностей ребенка, от 5 минут до 30 минут. если же ребенок самостоятельно предлагает вам потанцевать с ним по мимо занятий, уделите этому внимание и дайте ребенку такую возможность.

0

Автор публикации

не в сети 14 часов

admin

0
Комментарии: 0Публикации: 627Регистрация: 29-01-2019
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля