Логоритмика
Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и, в конечном итоге, адаптация ребенка к условиям внешней и внутренней среды.
Почему – логоритмика? Все окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для детей форме – ритмических упражнениях и играх.
Ребенок с проблемами в развитии, имея органическую недостаточность ЦНС, обнаруживает отличительные черты в развитии психомоторики уже на первом году жизни. Морфофункциональная неполноценность ЦНС искажает или замедляет ход формирования элементарной ритмичности, которая свойственна детям первого года жизни. При этом задерживается формирование интерсенсорных связей, сочетательного зрительно-двигательного рефлекса, что затрудняет появление цепного двигательного сочетательного рефлекса, который обеспечивает развитие серии движений и организацию двигательного акта.
Структура логоритмических занятий включает в себя развитие памяти, внимания, оптико-пространственных и слуховых функций, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения. В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, а также могут быть упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые и музыкальные игры.
В результате логоритмических занятий реализуются следующие задачи:
Кроме коррекционного воздействия, логоритмика как часть музыкальной терапии благотворно влияет на следующие системы организма:
Логоритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения, и включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них.
Основным принципом всех видов работ является тесная связь движения с музыкой, включение речевого материала. В упражнениях большое внимание уделяется слову. Музыка используется для создания особого метода, направленного на исправление расстройств. Введение слова дает возможность создать целый ряд упражнений, руководимых не музыкальным ритмом, а ритмом в стихотворной форме, позволяющим сохранить при этом принцип ритмичности в движении.
Для проведения логоритмических занятий в домашних условиях мы рекомендуем использовать доступные и распространенные музыкальные композиции Сергея и Екатерины Железновых.
Упражнения для организации занятия можно разделить на следующие группы:
И помните, что использовать упражнения для логоритмики нужно так же, следуя принципу «от самого простого». Регулярность занятий логоритмики так же ориентировочно составляет 2 раза в неделю, с учетом возможностей ребенка, от 5 минут до 30 минут. если же ребенок самостоятельно предлагает вам потанцевать с ним по мимо занятий, уделите этому внимание и дайте ребенку такую возможность.