2 Урок. ЛЕПКА ИЗ ТЕСТА. Арт-терапия и кинезотерапия в повседневной реабилитации детей-инвалидов в домашних условиях.

 

Лепка

Лепка – процесс создания скульптурного произведения, связанный с работой над мягким пластическим материалом.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Учѐными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Развитию «ручной умелости» способствуют занятия по лепке.

Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.

Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений.

Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.

Лепка выполняет следующие функции:

  • Коррекционно-развивающую — развитие и коррекция всех психических функций (восприятия, внимания, мышления, моторики и координации движений и, конечно, речи);
  • Обучающую — расширение знаний и представлений о самом себе, других, окружающем мире, раскрытие творческих способностей детей;
  • Коммуникативную — развитие умения позитивного общения и сотрудничества;
  • Релаксационную — преобразование деструктивных форм энергии в социально-адаптивную форму деятельности, снятие психоэмоционального напряжения;
  • Воспитательную — развитие нравственных сторон личности ребенка, любви к труду, процессу творчества и познания.

Виды материалов для лепки:

Можно лепить из глины и пластилина, и теста.

1. Пластилин.

Пластилин нужно выбирать хорошего качества; он не должен быть ни слишком твердым, ни слишком мягким и тянущимся. Если пластилин липнет к рукам, то лепить из него трудно — попробуйте сами. А если он слишком твердый, то детям трудно его размять, да и детали могут разваливаться.

Не стоит приобретать пластилин с фруктовым запахом, при различных нарушениях, дети часто пытаются откусить пластилин, и дополнительные пищевые ароматизаторы, только усилят это желание. Если желтый пластилин пахнет лимоном, оранжевый — апельсином, а красный — клубникой, то ребенок будет не лепить, а облизывать его, а это совсем не то, чему мы хотим его научить.

Во-первых, помните, что во время занятий лепкой вам придется находиться рядом с ребенком, причем не только в качестве «надзирателя» (чтобы не съел пластилин), но и в качестве созидателя (лепить самим, вместе с ребенком).

Во-вторых, не переусердствуйте со сложностью заданий для вашего ребенка, не требуйте от него слишком многого. как и во всех направлениях арт-терапии, в лепке важно придерживаться принципа «от самого простого», ориентируясь лишь на возможности ребенка.

Лепить пресловутые колбаски и шарики, с которых начинается любое пособие по работе с пластилином, не так просто, как кажется. Дети с различными особенностями развития редко обладают необходимым для этого уровнем развития моторики. Прежде чем приступать непосредственно к лепке, стоит потренироваться, чтобы подготовить пальчики к непривычной работе. Поэтому сперва можно провести легкую пальчиковую гимнастику в игровой форме, или сделать небольшой массаж пальчиков ребенка и разогреть руки. Чтобы заинтересовать малыша, придумайте игровую ситуацию: к примеру, нужно раскатать карандашиком пластилин для дорожки, по которой покатится Колобок, или при помощи сенсорного шарика «распахать» огород.

Выбор цвета: начните с выбора цвета пластилина: предложите ребенку выбрать, например, из двух цветов (не стоит предлагать сразу всю коробку пластилина, иначе у ребенка просто «разбегутся глаза»). Главное, чтобы ребенка привлекало, а не отталкивало, поэтому не выбирайте сами за ребѐнка — ваши предпочтения могут сильно расходиться. Разминка: когда цвет выбран, то не ждите, что ребенок сам начнѐт что-то лепить. Разомните пластилин руками: ребенок пусть разминает свой брусочек, а вы – свой. После «разминки» можно приступить непосредственно к лепке.

Основные действия: покажите ребенку, как можно размять пластилин, отщипнуть от него кусочек, сделать из него лепешку…Для первого занятия выполнение простейших манипуляций будет достаточно для того, чтобы заинтересовать ребенка. Кусочки: отщипывание кусочков пластилина – одно из любимых занятий детей. Направьте это занятие в нужное русло – прилепляйте кусочки на плотный картон или просто на лист бумаги. Более усложненная версия этого задания: прилеплять кусочки пластилина «со смыслом»: «наряжайте» нарисованную елку, вешайте яблочки на нарисованные яблони и т.д.

«Колбаски» и шарики: катайте «колбаски» и шарики из пластилина: двумя ладошками или одной ладошкой о кусок картона или бумаги. Получившуюся «колбаску» можно свернуть в колечко или в змею. А маленькие шарики можно раздавливать пальчиками. Отпечатки: одно из самых увлекательных занятий для детей – делать чем-нибудь отпечатки на пластилине. Вы раскатываете лепешку из пластилина, а ребенок тычет в него всем, чем можно (вернее всем, что Вы ему предложите): игрушечной вилкой, колпачком от фломастера, собственным пальчиком, ложкой, формами для вырезания.

Облепливание: можно вырезать шаблоны разных фигурок и наклеивать пластилин на них, или предложите ребенку облепить пластилином стакан или любую другую емкость, которую затем можно украсить бусинами или любым другим материалом – получится отличная ваза.

В лепке из пластилина можно (и нужно!) использовать другие материалы: горох, фасоль, гречку, макароны разной формы и цвета, пуговицы и т.д.

Раскатайте из пластилина лепешки и предложите ребенку прилеплять на них мелкие предметы (это очень полезно для развития мелкой моторики детской ручки). Следите, чтобы все эти замечательные предметы отправлялись в пластилин, а не в рот.

2. Соленое тесто.

Солёное тесто – это самый экономичный и безопасный способ попробовать свои силы в развитии фантазии, ведь слепить из него можно всё, что угодно. Тесто – доступный всем, дешёвый и лёгкий в применении материал, его можно заготовить заранее. Тесто можно окрасить и лепить уже цветное изделие, а можно расписать готовую работу после окончательного высыхания.

Экологическая чистота и безвредность материала позволяет широко использовать его в работе с детьми, особенно этот материал будет актуальным для вас, если ваш ребенок все время пытается съесть материалы для лепки. Тесто не страшно проглотить, так как оно сделано полностью из пищевых продуктов, и при этом, все же ребенку это скоро надоест, так как тесто очень соленое. Тесто можно окрасить сразу, и сделать его разноцветным при помощи добавления в воду при замешивании обычной гуашевой краски, что позволяет не только окрасить тесто, но и контролировать яркость и насыщенность цвета. Можно и раскрасить изделие уже после того как оно будет готово.

Три способа лепки:

  • Конструктивный является более простым и заключается в том, что изображаемый предмет лепится по частям.
  • Пластический предполагает, что всѐ изделие выполняется из целого куска без деления на части.
  • Комбинированный включает в себя как пластический, так и конструктивный способы при лепке одного изделия.

Но нужно помнить, что как и с пластилином, сперва нужно начинать с самых основ, и сперва знакомимся с тестом, и что бы оно стало волшебным, разогреваем его в ладошках, а уже только потом учимся работать с тестом:

  • тыкать пальцем в лепешку;
  • отщипывать кусочек;
  • прилеплять кусочек;
  • плющить кусочек теста всей ладошкой;
  • катать колбаски;
  • катать маленькие колобочки одним пальчиком;
  • катать большие колобки ладошкой;
  • резать стекой колбаску;
  • скатывать шарик, плющить пальцем маленькие лепешки;
  • учимся раскатывать тесто.

После того как ребенок освоил эти приемы, можно попробовать вырезать картинки формами, и составить коллаж, и далее усложняя переходить к объемным изделиям.

Рецепт солёного теста:

  • 1 рецепт «Традиционный». Смешать 2 стакана муки, 1 стакан соли, 1 стакан воды, 2 столовые ложки растительного масла и хорошо вымесить до получения пластичной однородной массы.
  • 2 рецепт «Классический». Смешать 150 г муки, 300 г соли, 3 ложки любого обойного клея (сухого), добавить 100 мл воды и вымесить до получения крутого теста.
  • 3 рецепт «Нежный» — для тонких декоративных изделий. Взять 200 г соли, 200 г муки, 1 столовую ложку обойного клея и 125 мл воды, все эти компоненты соединить, вымесить до консистенции пластилина и поместить в холодильник на 1 час.
0

Автор публикации

не в сети 1 неделя

admin

0
Комментарии: 0Публикации: 627Регистрация: 29-01-2019
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля