Лепка
Лепка – процесс создания скульптурного произведения, связанный с работой над мягким пластическим материалом.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Учѐными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Развитию «ручной умелости» способствуют занятия по лепке.
Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.
Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений.
Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.
Лепка выполняет следующие функции:
Виды материалов для лепки:
Можно лепить из глины и пластилина, и теста.
1. Пластилин.
Пластилин нужно выбирать хорошего качества; он не должен быть ни слишком твердым, ни слишком мягким и тянущимся. Если пластилин липнет к рукам, то лепить из него трудно — попробуйте сами. А если он слишком твердый, то детям трудно его размять, да и детали могут разваливаться.
Не стоит приобретать пластилин с фруктовым запахом, при различных нарушениях, дети часто пытаются откусить пластилин, и дополнительные пищевые ароматизаторы, только усилят это желание. Если желтый пластилин пахнет лимоном, оранжевый — апельсином, а красный — клубникой, то ребенок будет не лепить, а облизывать его, а это совсем не то, чему мы хотим его научить.
Во-первых, помните, что во время занятий лепкой вам придется находиться рядом с ребенком, причем не только в качестве «надзирателя» (чтобы не съел пластилин), но и в качестве созидателя (лепить самим, вместе с ребенком).
Во-вторых, не переусердствуйте со сложностью заданий для вашего ребенка, не требуйте от него слишком многого. как и во всех направлениях арт-терапии, в лепке важно придерживаться принципа «от самого простого», ориентируясь лишь на возможности ребенка.
Лепить пресловутые колбаски и шарики, с которых начинается любое пособие по работе с пластилином, не так просто, как кажется. Дети с различными особенностями развития редко обладают необходимым для этого уровнем развития моторики. Прежде чем приступать непосредственно к лепке, стоит потренироваться, чтобы подготовить пальчики к непривычной работе. Поэтому сперва можно провести легкую пальчиковую гимнастику в игровой форме, или сделать небольшой массаж пальчиков ребенка и разогреть руки. Чтобы заинтересовать малыша, придумайте игровую ситуацию: к примеру, нужно раскатать карандашиком пластилин для дорожки, по которой покатится Колобок, или при помощи сенсорного шарика «распахать» огород.
Выбор цвета: начните с выбора цвета пластилина: предложите ребенку выбрать, например, из двух цветов (не стоит предлагать сразу всю коробку пластилина, иначе у ребенка просто «разбегутся глаза»). Главное, чтобы ребенка привлекало, а не отталкивало, поэтому не выбирайте сами за ребѐнка — ваши предпочтения могут сильно расходиться. Разминка: когда цвет выбран, то не ждите, что ребенок сам начнѐт что-то лепить. Разомните пластилин руками: ребенок пусть разминает свой брусочек, а вы – свой. После «разминки» можно приступить непосредственно к лепке.
Основные действия: покажите ребенку, как можно размять пластилин, отщипнуть от него кусочек, сделать из него лепешку…Для первого занятия выполнение простейших манипуляций будет достаточно для того, чтобы заинтересовать ребенка. Кусочки: отщипывание кусочков пластилина – одно из любимых занятий детей. Направьте это занятие в нужное русло – прилепляйте кусочки на плотный картон или просто на лист бумаги. Более усложненная версия этого задания: прилеплять кусочки пластилина «со смыслом»: «наряжайте» нарисованную елку, вешайте яблочки на нарисованные яблони и т.д.
«Колбаски» и шарики: катайте «колбаски» и шарики из пластилина: двумя ладошками или одной ладошкой о кусок картона или бумаги. Получившуюся «колбаску» можно свернуть в колечко или в змею. А маленькие шарики можно раздавливать пальчиками. Отпечатки: одно из самых увлекательных занятий для детей – делать чем-нибудь отпечатки на пластилине. Вы раскатываете лепешку из пластилина, а ребенок тычет в него всем, чем можно (вернее всем, что Вы ему предложите): игрушечной вилкой, колпачком от фломастера, собственным пальчиком, ложкой, формами для вырезания.
Облепливание: можно вырезать шаблоны разных фигурок и наклеивать пластилин на них, или предложите ребенку облепить пластилином стакан или любую другую емкость, которую затем можно украсить бусинами или любым другим материалом – получится отличная ваза.
В лепке из пластилина можно (и нужно!) использовать другие материалы: горох, фасоль, гречку, макароны разной формы и цвета, пуговицы и т.д.
Раскатайте из пластилина лепешки и предложите ребенку прилеплять на них мелкие предметы (это очень полезно для развития мелкой моторики детской ручки). Следите, чтобы все эти замечательные предметы отправлялись в пластилин, а не в рот.
2. Соленое тесто.
Солёное тесто – это самый экономичный и безопасный способ попробовать свои силы в развитии фантазии, ведь слепить из него можно всё, что угодно. Тесто – доступный всем, дешёвый и лёгкий в применении материал, его можно заготовить заранее. Тесто можно окрасить и лепить уже цветное изделие, а можно расписать готовую работу после окончательного высыхания.
Экологическая чистота и безвредность материала позволяет широко использовать его в работе с детьми, особенно этот материал будет актуальным для вас, если ваш ребенок все время пытается съесть материалы для лепки. Тесто не страшно проглотить, так как оно сделано полностью из пищевых продуктов, и при этом, все же ребенку это скоро надоест, так как тесто очень соленое. Тесто можно окрасить сразу, и сделать его разноцветным при помощи добавления в воду при замешивании обычной гуашевой краски, что позволяет не только окрасить тесто, но и контролировать яркость и насыщенность цвета. Можно и раскрасить изделие уже после того как оно будет готово.
Три способа лепки:
Но нужно помнить, что как и с пластилином, сперва нужно начинать с самых основ, и сперва знакомимся с тестом, и что бы оно стало волшебным, разогреваем его в ладошках, а уже только потом учимся работать с тестом:
После того как ребенок освоил эти приемы, можно попробовать вырезать картинки формами, и составить коллаж, и далее усложняя переходить к объемным изделиям.
Рецепт солёного теста: