1 Урок. ИЗОТЕРАПИЯ. Арт-терапия и кинезотерапия в повседневной реабилитации детей-инвалидов в домашних условиях.

Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь, рисованием.

Рисование – это творческий акт, позволяющий человеку ощутить самого себя, выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развивать эмоции, выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней.

Изобразительное творчество позволяет ребенку ощутить и понять себя, выразить свои мысли, быть самим собой, а также освободиться от негативных переживаний прошлого и настоящего.

Изотерапия имеет огромный потенциал в нескольких направлениях,

вот несколько из особо ярких:

  • рисование стимулирует развитие мелкой моторики;
  • развитие высших психических функций: мышление, внимание, воображение, речь;
  • рисование участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений (левого и правого полушария);
  • развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы ребенка;
  • развитие умения общаться и взаимодействовать;
  • развитие чувства уверенности в себе, развитие мотивации познания, творчества и учения.
  • коррекция страхов, переживаний и гореваний ребенка;
  • релаксационное направление изотерапии, так как ребенок снимает напряжение при помощи творчества, отдыхает от негативных мыслей и эмоций.

Изотерапия дает положительный результат в работе с детьми с различными особенностями развития: заболеваниями опорно-двигательного аппарата, ментальными нарушениями, нарушениями различного спектра, сопровождающимися трудностями поведения и эмоций.

Материалы для художественного творчества:

Художественные материалы оказывают непосредственное воздействие на работу ребенка. Они побуждают его видеть и осязать, порождают эмоциональный подъем и осознание. Поэтому выбор материалов для занятий с ребенком имеет огромное значение. Для этого нужно обратить внимание на реакцию ребенка, понять какой материал вызывает у ребенка наиболее сильные положительные эмоции и мотивацию к работе, и сначала использовать наиболее интересные для создания и стимулирование мотивации ребенка к творчеству. Затем спектр материалов можно увеличивать, потихоньку расширяя круг материалов, количество использованных материалов в работе, и сложность самой работы.

Это могут быть:

  • краски (пальчиковые, акварель, гуашь), карандаши, восковые мелки, пастель;
  • бумага для рисования различных оттенков и форматов, картон;
  • кисти разных размеров, и различных диаметров, губки для закрашивания, ножницы, нитки, кусочки шерсти, пуговицы, клей, скотч;
  • природные материалы: кора, листья, семена, цветы, перышки, ветки, мох, камешки т.д.;
  • журналы, газеты, обои, бумажные салфетки, цветная бумага, фольга, пленка, текстиль и т.д.

 

Основные этапы изотерапии:

Этап 1. Свободная активность перед собственно творческим процессом.

Сюда можно отнести и предварительную подготовку ребенка, и создание мотивации к работе. Часто дети не любят рисование, и наотрез отказываются рисовать. В этом случае можно заранее придумать и рассказать ребенку, что и как вы будете рисовать, кому вы покажите или подарите рисунок. Если ребенок все же отказывается включиться в процесс, можно предложить ему просто посмотреть, как рисуете вы, или просто начать рисовать, и ребенок на определенном этапе заинтересуется действием. Если получилось заинтересовать ребенка, то сперва расскажите или обсудите, что и как вы будете делать, по возможности вовлеките ребенка в процесс подбора материалов (Что мы возьмем? Какими цветами будем рисовать? Возьми (по возможности) самостоятельно те цвета или материалы).

Перед началом для усиления заинтересованности и повышения мотивации и значимости процесса можно использовать игровую деятельность, то есть просто поиграть с материалами, подключить игрушки (Мишка тоже хочет рисовать с нами!). Быть может, перед созданием любого даже самого простого образа ребенок захочет просто почертить различными цветами, позвольте ему сделать это, позвольте ему быть исследователем. Сам промежуток времени, посвященный данной деятельности зависит от ребенка, его потребностей, проблем и его возраста. Поэтому постарайтесь чувствовать своего ребенка, не старайтесь побыстрее приступить к рисованию и сделать этот процесс «очень серьезным», позвольте ребенку еще перед процессом творчества почувствовать себя свободным и играющим важную роль в этом процессе.

Этап 2. Процесс творческой деятельности.

В процессе самой творческой деятельности – рисования, постарайтесь быть рядом с ребенком, особенно на первых занятиях рисованием. Постоянно поддерживайте мотивацию, напоминая и проговаривая, что вы рисуете, что это будет, кому вы будете показывать рисунок, где он будет потом висеть и т.д. Не жалейте подбадривающих слов: молодец, посмотри как хорошо получается, ты сегодня настоящий художник и т.д. В рамках стимулирования общего развития осуществляйте процесс рисования с постоянной обратной связью с ребенком, например: какого цвета солнышко, какой формы у солнышко личико, а что еще есть у солнышка. Так же постарайтесь заметить, какие эмоции испытывает ребенок во время рисования, и проговаривайте ему свои и его эмоции, например: мне так нравиться твое облако, посмотри у облака такое же хорошее настроение, как и у тебя сейчас, я так рада видеть, когда ты рисуешь и ты счастлив.

Если у ребенка совсем не получается контролировать свою руку, то сперва возьмите его руку сами, и, возможно, первое занятие, или несколько просто рисуйте с ним, постепенно отпуская руку, и давая ребенку все больше самостоятельности, потом рисуйте совместно, но по очереди, например: сейчас я нарисую один лучик у солнышка, а потом ты.

Если в процессе работы ребенок все же не заинтересован, или он устал, предложите ему отдохнуть, снова немного поиграйте, но постарайтесь договориться, что рисунок должен быть обязательно завершен самим ребенком, или с вашей активной помощью.

Также в процессе рисунка или в конце у ребенка может появиться желание все зачеркать, или порвать. Если это просто бессознательные моменты желания «взять в рот», то можно просто убрать и постараться вернуться к деятельности чуть позже, еще раз спокойно объясняя, что так делать не нужно и нельзя, и еще раз напоминая, что это будет и как все будут рады, когда ребенок дорисует. Если же это негативные эмоции по поводу своих способностей, или того, что что-то не получается, то нужно подбодрить, и еще раз помочь, довести образ до конца, акцентируя результат и малейшие успехи. Так же может быть, что ребенок испытывает какие либо негативные эмоции к самому рисунку, тогда нужно постараться понять, почему это происходит, и, возможно, дать ребенку порвать и зачеркать, выплеснув тем самым свои негативные чувства, потом по желанию нарисовать еще и, возможно, снова порвать, пока ребенок не будет чувствовать себя комфортно.

Этап 3. Дистанцирование.

После того, как рисунок готов, каким бы не был результат, подчеркните что получилось, потому как не бывает, чтобы не получилось ничего, и даже если это совсем не то, что вы ожидали, поддержите ребенка, тем самым, формируя мотивацию на дальнейшее развитие.

Расположите работу в таком месте, где бы на нее было удобно и легко смотреть самому ребенку. По возможности привлеките ребенка к процессу размещения рисунка. И когда рисунок хорошо виден со стороны, еще раз подчеркните, что вы рисовали, и что получилось.

Этап 4. Процедура «Что ты видишь?»

Это небольшая, но важная процедура анализа самим ребенком своего творчества. При анализе, конечно, нужно исходить из возможностей ребенка. На первых этапах вы можете сделать это сами, просто проговаривая ребенку, например: посмотри какое красивое солнышко у тебя получилось, какое оно желтое, и яркое, когда я смотрю на него у меня поднимается настроение, у него такие теплые желтые лучики (при этом можно коснуться лучиков и мимикой показать свое отношение к рисунку, если ребенок не понимает обращенной речи в полной мере), далее нужно обязательно проговорить и показать еще раз, кто рисовал это солнышко, кому вы покажите или подарите этот рисунок. Далеепо возможности «передавайте» ребенку анализ рисунка, например: покажи, кто сделал, скажи, кто сделал. Покажи, тебе нравиться? Покажи или скажи, кому ты хочешь его показать, и т.д.

После, обязательно оставьте рисунок на этом месте (каким бы рисунок не получился), чтобы ребенок сам мог видеть свое творчество, и обязательно показывайте и рассказывайте о том, как вы это сделали, и какие успехи были в рисовании у ребенка всем родным и знакомым, тем самым еще раз поднимая мотивацию, самооценку и творческую активность ребенка.

Выбор техник и тематики рисунка:

Выбор техник рисования может быть самым разнообразным и ограничивается только вашей фантазией, но самое главное правило, что выбор техники и тем рисование должно быть ориентированно на ребенка, с учетом особенностей его развития, возраста, и возможностей ребенка. В связи с этим начинайте с самого простого рисования одним материалом, и одного образа (солнце, воздушный шарик, облако и т.д.)

В связи с тем, что у большинства детей с особенностями в развитии существует проблема координации и развития мелкой моторики, то можно начать с пальчиковых красок (если ребенок боится опустить палец в краску, покажите ему, как вы сами рисуете пальцем, и как потом краска легко отмывается). Далее можно попробовать рисовать крупными в диаметре восковыми мелками, так как их легче захватить в руке, и они рисуют с любого угла при соприкосновении с бумагой. Так же это могут быть и кисти с толстой ручкой. После того, как ребенок сможет контролировать свою кисть, можно уменьшить диаметр мелков и карандашей, добавлять другие материалы.

При выборе тематики рисунка, так же могут быть несколько вариантов развития сценария: сперва это может быть просто рисование каракулей, чтобы просто научиться водить рукой и пальцем по бумаги, потом это могут быть односложные рисунки, в которых один образ или предмет, затем вы можете предложить нарисовать ребенку уже два образа и создать тем самым сюжет, и придумать сюжету сказку или историю. Конечно, на первых этапах выбор тематики рисунка будет исходить от вас, но если ребенок проявляет инициативу и хочет что-то добавить в рисунок, или нарисовать свой, обязательно дайте ему такую возможность.

Далее вы можете усложнять рисунки и сделать их тематическими, для того, чтобы через рисунок формировать у ребенка картину мира: дом, семья, лето, зима, лес, озеро, мечта и т.д.

Регулярность занятий изотерапией:

Желательно установить определенную регулярность, с учетом возможностей ребенка, в среднем это может быть 2 раза в неделю. Но если ребенок увлекается, и хочет рисовать чаще, то нужно обязательно к нему прислушаться и дать ему возможность рисовать, помогая ему в этом процессе.

0

Автор публикации

не в сети 4 дня

admin

0
Комментарии: 0Публикации: 627Регистрация: 29-01-2019
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля